Об алтайцах
В алтайском фольклоре и эпосе встречаются порой отголоски тех
далеких времен, когда алтайского народа как такового не было и
в помине, а его исторические предки только складывались в отдельные
племена. Давайте попробуем совершить небольшую экскурсию в полулегендарное
прошлое местного народа.
Этническими
предками алтайцев считаются племена тюкю и теле, которые, в свою
очередь, вышли из среды древних гуннов. Достоверные упоминания
о присутствии тюкю - древних тюрок - на территории Горного Алтая
относятся уже к первым векам нашей эры. Кочевники-тюрки оставили
заметный след в истории; известно о существовании двух тюркских
каганатов - государств, с которыми были вынуждены считаться гораздо
более цивилизованные восточные и западные соседи.
.....Одна
из легенд о происхождении тюрок рассказывает, что сильный и богатый
гуннский род был некогда полностью истреблен могущественным соседом.
Уцелел только один жестоко израненный мальчик, которого враги
бросили умирать. Когда за неприятельским войском улеглась пыль,
из придорожных зарослей вышла волчица и стала заботиться о ребенке,
охотиться для него и зализывать его раны.
До вражеского
хана дошел слух, что мальчик остался жив; были посланы воины с
приказом довести черное дело до конца. Что стало с ребенком, легенда
умалчивает, но волчице удалось спастись. Она укрылась в пещере
среди гор и там родила десять сыновей, от которых и пошли все
тюркские племена:
Есть и другие
варианты легенды, но все они содержат историю о чудесном рождении
от волчицы, а пещеру, где это произошло, однозначно помещают в
Алтайских горах. По более поздним историческим свидетельствам,
верховный владыка тюрков - каган - отправлялся именно в Алтайские
горы, чтобы почтить память предков в той самой священной пещере.
В память о
волчице-спасительнице боевые тюркские знамена украшало изображение
золотой волчьей головы. А в фольклоре алтайцев - потомков тюрков
- волки представлены отнюдь не серыми разбойниками, а помощниками
и охранниками человека, который нередко зовет их своими братьями.
Название племени
теле появляется в летописях четвертого века, полторы тысячи лет
назад. Так именовали племена, кочевавшие по северу пустыни Гоби
между Большим Хинганом и Тянь-Шанем. В зону кочевий входили территории
Монголии, Тувы и Алтая. В 546 году пути племен тюкю и теле пересеклись:
предводитель тюкю Тумынь взял в плен 50 тысяч кибиток кочующих
теле. Впрочем, понятие пленения в степи весьма относительно: хан
может позволить себе покорить 50 тысяч кибиток только в том случае,
если может обеспечить условия жизни и согласен делать то, чего
хотят их обитатели. Иначе можно быстро остаться и без подданных,
и без собственной головы. Так что полторы тысячи лет назад произошла
не встреча врагов, а элементарное присоединение одного племени
к другому. И действительно, согласно последующим хроникам, племена
теле стали внушительной силой в тюркском каганате.
Название теле
сохранилось в родовых именах: телеуты, теленгиты и, конечно, телесы,
жившие в этих местах. Кстати, Телецкое озеро - не единственная,
так сказать, географическая память о племенах теле. В Монголии
есть река Тели, в горах Алатау - речка Телек, в Казахстане - озеро
Теле-коль.
Итак, согласно
историческим свидетельствам, алтайская народность сложилась на
основе кочевых племен тюкю и теле; именно оттуда идут корни алтайского
языка, культуры, системы хозяйства и быта. До нас дошли любопытные
документы, рассказывающие о некоторых обычаях кочевников того
времени.
Когда у племен
теле играли свадьбу, родственники невесты и жениха договаривались
об обмене скотом - самым большим богатством кочевников. После
сговора о браке каждый из невестиной родни мог выбрать себе любую
лошадь из табунов жениха. А после свадьбы уже родственники жениха
имели право взять лошадей у семьи невесты. Так что жениху совершенно
невыгодно было в последний момент отказываться от свадьбы - ведь
скот, уже выбранный родными невесты, обратно не возвращали. А
поскольку в родне порой ходило чуть не все племя, потеря могла
оказаться весьма чувствительной.
Описывают
древние летописи и обряд похорон:
":Тело
умершего полагают в палатке; сыновья, внуки и родственники обоего
пола приносят в жертву лошадей и овец. Семь раз объезжают вкруг
палатки на верховых лошадях, потом перед входом в палатку надрезывают
себе лицо и производят плач, чтобы слезы и кровь смешивались:
В избранный день берут лошадь, на которой ездил умерший, и вещи,
которые он употреблял, и вместе с телом сжигают. Пепел собирают
и зарывают в определенное время в могилу:"
Интересно, что среди кочевых племен весьма серьезно охранялись
права женщины. В том же свадебном обряде заложен глубокий практический
смысл: если вдруг свадьба и не состоится по каким-то экстремальным
причинам в последний момент, то невеста останется хоть и без мужа,
но с прибылью в хозяйстве. А еще в летописях отмечено, что в случае
смерти кого-то из мужчин племени на его вдове обязан жениться
один из родственников - дядя, брат, сын от другой жены. Так что
семья без кормильца не оставалась.
Кочевая жизнь
представляется нам сегодня весьма анархичной; действительно, какой
закон мог быть в степи и в горах? Оказывается, был, и достаточно
строгий. Один из письменных источников того времени сообщает:
":А законы у них (т.е. у кочевников) такие: измена, смертоубийство,
прелюбодеяние с женой чьей-нибудь, похищение спутанной лошади
- наказывается смертью. За увечье в драке платят вещами, смотря
по увечью. Повредивший глаз повинен отдать дочь, а если нет дочери,
то женино имущество. Изувечивший какой-либо член тела платит лошадь;
укравший поклажу с лошади и другие вещи платит в десять крат против
стоимости поклажи." Впрочем, если верить тем же летописям,
преступления в племенах совершались редко: ":Хотя скот и
бегает свободно, его нельзя взять; и хоть пристанет к чужому стаду,
никто его не возьмет:"
Из этих свидетельств
хорошо видно, что главным достоянием любого кочевника была лошадь.
Кража коня и убийство человека карались одинаково - смертью. Трепетное
отношение к лошадям сохранилось на Алтае до сих пор, особенно
в тех местах, где нет автомобильных дорог, а только конные тропы.
И в двадцать первом веке алтаец без лошади - не алтаец!