Горы Алтын-ту,
Туалок
Мы, люди, измеряем время минутами, часами,
сутками, годами. Берега Телецкого озера измеряют время тысячелетиями.
Случалось ли вам, бывая в музее, замирать перед витриной с археологическими
находками, вдруг ощутив дыхание невообразимо далекого прошлого?
Случалось? Тогда оглянитесь вокруг. Здесь древностью дышит буквально
все, и эти экспонаты не поместить под музейное стекло.
Именно
южная оконечность Телецкого озера - древнейшие места, обжитые
человеком в те времена, когда он считал себя не царем природы,
а лишь ее элементом, причем далеко не самым важным. От перегиба
озера вдоль левого берега тянется хребет Алтын-ту, Золотые горы.
Когда-то он назывался горой Ик, священной горой. Это имя встречается
в записях исследователей; именно так назван хребет на "Чертеже
земли Кузнецкой", составленном Ремезовым в начале восемнадцатого
века. Вершине Алтын-ту, поднимающейся к небу рядом с нами, до
сих пор поклоняются местные жители.
Западная
часть горного массива Туалок, прекрасно видимого впереди, когда-то
носила имя Ик-паш - "священная вершина, священный исток".
Суть
самого названия Туалок не берутся сегодня объяснить самые дотошные
ученые, в такую даль времен уходят его корни. А река Чулышман,
к которой мы сейчас направляемся, получила свое имя не менее двух
тысяч лет назад, это одно из древнейших географических названий
на Алтае.
Есть
вероятность, что само озеро, прежде чем стать Золотым, а затем
Телецким, носило другое, гораздо более древнее имя. В предвоенные
годы от семидесятилетней алтайки в селе Артыбаш была записана
песня, в которой Телецкое озеро называется Ячаварай. Без сомнения,
речь идет именно о Телецком, поскольку в песне говорится о "пяти
берегах Ячаварая", а другого озера с пятью четко выраженными
берегами на Алтае просто нет. ( Посчитайте сами: от истока Бии
до мыса Куан, от Куана до устья Чулышмана, от Чулышмана до Кыгинского
залива, от Кыги до Камгинского залива, от залива до истока Бии
- ровно пять берегов.) Единственно возможная расшифровка названия
Ячаварай возводит его к древнему санскриту и звучит примерно так:
"Вачай вара - алмазный жезл". Длинное озеро с чистейшей
водой, с искрящимися на перекатах реками и радугой над водопадами,
действительно похожее на сказочный алмазный скипетр, лежащий среди
сумрачных Алтайских гор, вполне могло заслужить такое имя. И,
возможно, называлось Ячавараем в скифские времена, 2500-3000 лет
назад.
Кстати,
в песне, о которой говорилось, это название звучит вместе с традиционным
- Золотое озеро. А сама песня совершенно очаровательна.
Птицы птенцов выводят
на пяти берегах Ячаварая.
С добром мы сами, равные между собой,
Сюда пришли.
Белый туман стелется,
Золотого озера красота.
Золотыми удилами звеня,
пегий жеребенок бежит рысью,
Золотое озеро.
Белые цветы распустились
на пяти берегах.
Золотой пуговицей поблескивая,
Жеребенок годовалый бежит рысью.
Черно-пегого коня
оседлал красивый юноша.
Вместе они идут,
Чтобы друзьями быть,
Золотое озеро.
...Когда
еще доведется вам побывать в таком "золотом" окружении?
Вокруг лежит Золотое озеро, а по левому берегу высится Золотая
гора - Алтын-ту. По преданию, именно с нее бросил алтаец слиток
золота в голодный год. Высота Алтын-ту 2213 метров; две ее вершины
господствуют над южной оконечностью Телецкого озера. Между прочим,
легендарному алтайцу с его куском золота можно только посочувствовать:
забраться на вершину Золотой горы не так-то просто. Ее склоны
со стороны озера круты и обрывисты, ущелья, по которым стекают
бурные речки, совершенно непроходимы. Желающим посмотреть с вершины
Алтын-ту на окрестности обычно приходится делать солидный крюк:
вверх по долине Чулышмана до реки Ачелман, затем вдоль Ачелмана
до ручья Кулей, затем подняться на водораздел рек Ачелмана и Боже,
спуститься в долину Боже и уже из нее подниматься на Алтын-ту.
Но открывающаяся с вершины панорама стоит затраченных усилий.
Под
ногами, на глубине 2000 метров, лежит Телецкое озеро, вдоль него
на востоке во всей красе тянется хребет Корбу. За Корбу виден
Абаканский хребет, а в хорошую погоду еще дальше, почти растворяясь
в прозрачном воздухе, маячат очертания Саян. На западе раскинулся
целый сад горных вершин высотой 1500 - 2000 метров, а на юге,
за долиной Чулышмана, величественно возвышаются пики снежных Курайских
белков: Человек на вершине Алтын-ту - всего лишь временный гость;
хозяева там - небо и камни, да еще кряжистые кедры, покореженные
сумасшедшими горными ветрами:
Гора
Алтын-ту со стороны Телецкого озера - сплошное нагромождение скал.
Многие из них имеют свои имена и свою историю. В одной из алтайских
сказок говорится, как появились на Золотой горе скалы Абыган -
"старшая", Уулу - "сын" и Коледы - "сноха":
...Умер могучий
и жестокий хан. Люди его племени с почетом проводили хана на тот
свет, на тот Алтай. Положили рядом с ним семь верблюдов, семь
рабынь-искусниц, семь девушек-песенниц. Много добра положили:
ковры, шубы, седло серебряное, а еще любимую золотую пиалу.
Об этой золотой пиале старшая жена хана никак
забыть не могла, все глаза выплакала.
Сыну, молодому хану, эта пиала ночью снилась,
днем мерещилась.
Об этой золотой пиале сноха, жена сына, как о
родной матери горевала.
Вот увидел молодой хан на пастбище сироту пастушонка,
велел привести его в свой белый аил и приказал:
- Пойдешь на тот свет, на тот Алтай, принесешь
мне от моего отца золотую пиалу. А не принесешь - я из тебя живого
душу выну, мертвого еще мертвее сделаю!
Сироте небо черным показалось, но с ханским приказом
не поспоришь. Сказал сирота молодому хану, его матери и жене:
- Я пойду на тот свет, а вас попрошу: поднимитесь на священную
гору и просите семинебесного Ульгена, чтобы он солнце на небе
придержал, не дал ему закатиться. Если будет на земле темно, не
нати мне обратного выхода, не донести вам золотую пиалу!
Вышел из аила сирота, идет, куда ноги несут. А
навстречу ему ковыляет старуха, белая, как высохшее дерево, и
спрашивает:
- Что за горе у тебя, мальчик?
Отвечает сирота:
- Сын хана меня на тот свет за золотой пиалой послал.
Старуха сунула руку за пазухи достала семь гребней
с длинными зубьями, семь иголок с длинными нитками, семь железных
столбов.
- Возьми, сынок, это все тебе на том свете пригодится!
Была старуха - и не стало ее, только трава, где
стояла, примята.
Собрал сирота подарки и дальше пошел. До края
земли добрался, черную дыру увидал, в нее прыгнул и попал на тот
свет. Только шаг сделал - завыло все вокруг, завизжало, накинулись
на него семь косматых нечесаных песенниц, хотят глаза выцарапать.
Сирота бросил им семь гребней, и они тут же от него отстали, принялись
волосы расчесывать.
Не успел сирота другой шаг сделать, погнались
за ним семь рабынь-искусниц в рваной одежде, хотят на кусочки
разорвать. Бросил он им семь иголок с нитками, отстали рабыни,
сели одежду зашивать.
Только третий шаг сделал, на дороге семь верблюдов
шелудивых встали, хотят об него свои бока чесать, вот-вот сироту
раздавят. Поставил он им семь железных столбов, а сам дальше пошел.
Видит, в большой пещере сидит старый хан, пьет
араку из золотой пиалы. Хан сироту заметил, пиалу поставил, рукой
махнул - подойди, мол! А сирота пиалу схватил и бросился бежать,
мимо верблюдов, что о столбы чесались, мимо рабынь, что одежду
зашивали, мимо песенниц, что волосы расчесывали. Видит старый
хан - никто сироту не ловит, и закричал вслед:
- Постой, погоди! Приветы моей родне передай,
жене, снохе и сыну! Пусть живут вечно, и пусть снаружи будут такими
же, какие внутри есть!
Бежит сирота, глазами светлое пятнышко ищет, выход
на землю, на Белый Алтай. А ханская родня, жена, сноха да сын,
пришли на священную гору, разомлели на солнышке и уснули. Вот
вечер наступает, солнце все ниже падает, почти совсем за край
земли упало. Откуда ни возьмись появилась вдруг белая старуха,
увидела спящих людей на горе, увидела черную дыру, в которую последний
лучик солнца падал. Протянула руку, ухватила солнце за бок и зацепила
за ветку кедра, что на самом краю земли рос.
Сирота по последнему лучику выход с того света
нашел, на землю выбрался. Принес пиалу ханскому сыну, жене и снохе.
Те только что проснулись, сидят, дрожат: у кедра ветка обломилась,
ночь наступила, холодно стало. Взял ханский сын золотую пиалу,
жена со снохой тоже руки тянут. А сирота говорит:
- Вам троим ваш отец, муж и свекор повелел привет
передать, и пожелал, чтобы жили вы вечно и снаружи были такими
же, какие внутри есть!
Не успели дослушать ханские родичи, как перевернулись
и стали тремя скалами. Стоят на горе Алтын-ту вечно, такие же
камни, какими были их каменные сердца. Люди эти скалы называют
Абыган, Уулу и Коледы - "старшая", "сын" и
"сноха".