КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ТУРИЗМА КЕДР

Легенды
Флора и фауна

Пешие прогулки улучшают аппетит

Естественно готовиться к поездке стали загодя. Месяца за четыре я сообщил на работе – когда хочу уйти в отпуск. Ехать решили втроём, потому что остальные отказывались, ссылаясь на разные обстоятельства. Мы с женой, конечно же, были заводилами, но уговорить удалось только Вовку (купили ему билет и поставили перед фактом).

Билет купили за 45 дней до отъезда. Предполагалось уезжать оттуда через неделю, поэтому через неделю после покупки билетов туда стали ходить на Московский за билетами обратно… Но не тут-то было – в кассе говорят, что билетов осталось 4 купе! Это же подтверждают и типа крутые справочные автоматы (кошмар!). Здесь главное не волноваться и дней за 20 билеты появились (и купе, и плацкарт).

Выезд состоялся 30 августа 2002 года в 21.55. Дорога занимает 1,5 суток. Во время стоянок в городах мы выходили покупать местного пива и фотографировались. Местность была всё наша, нижегородская, но после второй ночи, проезжая Казахстан изменилась. Пошли ковыльно-солончаковые степи.

Прибыли в Астрахань 1 сентября в 8.00. Закинули вещи в камеру хранения и пошли гулять по городу. Достопримечательностей маловато. Кроме Кремля (уж извините меня астраханцы) смотреть не на что. Но Кремль красив, кругом прыгают красные и синие кобылки (жирные кузнечики CMYK), которые, в последствии, нас достали.

Вечером поехали в первую запланированную экскурсию – на озеро Тинаки (как я узнал от жены и Вовки – очень знаменитое). Обычный городской автобус провёз нас километров 5 до поворота на Тинаки. Дальше 3 км пешком и вот оно… Да это круто. Народа немного, но самое главное - это белоснежный песочек, который, конечно же - соль.

Итак, мы нашли ещё не испытанное – купание в солёном озере. Быстро раздеваемся, и купаться, но не тут-то было: под водой кристаллы соли и по ним очень больно идти. Вовка решил купаться в носках ЧЁРНЫХ – это номер. А я сажусь на соль, затем ложусь и маленькими движениями руками продвигаюсь вглубь озера. Вода держит как мягкая постель, тела не погружаются и наполовину.

На ощупь вода мыльная – руки после неё скользкие, цветом розово-красная. Внутри, на глубине метра сталагмиты соли. Кое-где из озера торчат какие-то столбы, сплошь облепленные кристаллами соли. Можно даже плыть сидя, не касаясь дна. Через некоторое время все замечают, что – то здесь, то там болят маленькие ранки. Даже щёки от утреннего бритья и то болят. Мы не пробовали, но, думаю, не стоит мочить волосы. Вышли (громко сказано) – выползли из воды и стали покрываться коркой белой соли. Нам и этого мало (мы же на Тинаки – как же не намазаться грязью на грязевом курорте). Стоит отметить, что кругом накопаны ямы, где, видимо, мазались целительной вонючей жидкостью страждущие. Намазали одну Лену – действительно воняет, пришлось ей ещё раз помыться в соли. Меня закопали в снегу (соли). И, наконец-то, мы стали догадываться: что всё тело чешется, а пресной воды нет.

По карте нашли недалеко пресное озеро и пошли к нему. Но не тут-то было. Карты врут, и озёра кочуют. Короче когда стемнело по указке какого-то чабана вышли к озеру. Вода не очень понравилась по запаху (оказалась каким-то рукавом канализации), но, поскольку была пресной, осторожно, спугнув стаю цаплей, помылись. Поставили палатку и сразу вырубились.

На следующий день нас разбудило стадо коров, пришедшее на водопой. Мы поели, что бог послал и пошли к Городу Бумажников. За время пути солнце и степь нас достали (в смысле: мы прониклись романтикой, к которой нас так тянуло). Придя к жилью, мы зашли в ближайший киоск и купили всего, что хотели: пива, колбасы, майонеза, хлеба, крабовых палочек, кукурузы, арбуз и… много воды (в последствии мы таскали около десятка пустых пластиковых бутылок и набирали в них воду).

Поев до отвала, мы отправились обратно в Астрахань. Очень хотелось увидеть море. Но не тут-то было. Как оказалось речной транспорт не развит вовсе. Ехать можно только на автобусе, поэтому планы сменились, и мы поехали в деревню Тишково, от которой до моря (судя по карте) шла дорога к морю.

В Тишково нас сразу «обрадовали» - дороги нет никакой. Огорчившись, мы пошли, поникнув головами, как медвежонок в мультфильме про «свечи каштана», но о чудо… Нас догоняют местные рокеры на «ИЖе» (у мотоцикла вместо коляски лежит кусок фанеры) и говорят, что помогут нам за бутылку. Короче, оказалось, что в Тишково народ только и живёт рыбой, а поскольку не рыбный сезон, то те, кто не «сидят» за браконьерство – маются от безделья. И вот мы уже едем ВПЯТЕРОМ на мотоцикле, причем я стою впереди на краю фанеры спиной вперёд (а дорога далеко не асфальт). Привезли нас домой и накормили жареным осетром (надеюсь, рыбнадзор это не читает) – это надо обязательно хоть раз в жизни попробовать, бесподобно. Договорившись на утро, мы встали лагерем на берегу небольшой протоки.

Поутру, поев, собрались и пошли в деревню. Вовка поехал с Николаем за бензином (бензин за наш счёт – всё правильно), а я с Сергеем перетащил движок с маленькой лодки (куласа) на большую. Когда бензин приехал, загрузились и поехали прямо на лодке в киоск за водкой и закуской (прямо Венеция).

Нашему счастью не было предела, улыбка с лиц не сходила, когда мы неслись на встречу морю. Догнали двух лебедей, которые проплыли утром перед нашей палаткой. Видели кучу разных птиц – действительно птичий край. Не знаю удастся ли ещё в жизни увидеть поле цветущего лотоса, но это был верх мечтаний, для этого даже не пришлось заплывать в заповедник. Потом нам показали выход к морю. И мы поплыли обратно. По пути заехали в поле ещё одного краснокнижника – чилима (водяного ореха), которого там пруд пруди. Несмотря на наши отнекивания, рыбаки угостили нас этим чудом и рассказали, что в войну деревня только и питалась кашей из чилима. По договорённости нас высадили на островке на ночёвку. Мы выгрузились и отметили с тишковцами это событие. Правда, мы пили пиво, а они водку, но это ничего не меняет. Они уехали, а мы стали купаться. Так весело! Всё сбылось, что мы собирались сделать – но время ещё есть – что же делать? С острова нас забирали уже трое, а вечером мы познакомились с ещё двумя рыбаками. Как будто слух пронёсся, что здесь наливают (вообще водка – это валюта). В деревне мы ещё раз искупались (для местных дико, а нам тепло – сентябрь месяц, а теплее, чем у нас в июле). Мы решили, что, приехав в Астрахань, попытаемся съездить в ещё одну мекку астраханского туризма – гору Богдо и центр соледобычи озеро Баскунчак. К сожалению вечером никто не хотел нас брать без билетов (мы бы с удовольствием заплатили прямо в поезде) даже нижегородский поезд. Но, опять какое-то чудо, проводник поезда до Волгограда запросто сажает нас в общий вагон по госцене (мы стоим, но он сказал, что мы сможем сесть, когда кто-нибудь выйдет). Едем пять часов и выходим в час ночи в посёлке Мартовское. На ощупь бредём через какие-то кочки, колючки и встаём на ночлег. Проснулись около шести с восходом солнца, поели и пошли, пока не было жарко. Вообще Богдо в хорошую погоду видно прямо с железной дороги. Следует отметить, что во время всей поездки не было ни одного дождя. Поэтому мы шли по совершенно сухой, замученной пожарами степи, около 7-8 ми км, колючки даже пробивали кроссовки через подошву. Но это не могло нас остановить – мы видели цель. Около горы паслась отара овец, а среди них затесался один верблюд. По слухам мы знали, что данную местность захватил какой-то заповедник. Это же подтвердил чабан. Но мы решили идти пока нас не остановят. С той стороны, где мы подошли, никто не ждал гостей, поэтому единственная табличка, которую мы увидели, была: «Осторожно на дорогах шипы». Это нас не могло остановить. Полазив по предгорьям поющей горы, мы пошли к вершине. На подходе мы заметили группу людей и увидели у подножья машину. Пошли на сближение. Встреченные оказались группой туристов с экскурсоводом из заповедника. С изумлением девушка посмотрела на нас и сказала: «А вы с кем?». На что мы ответили, что сами по себе (с не меньшим удивлением). Она нам сказала, что так нельзя, что мы должны подойти к руководству, заплатить денежку и получить экскурсовода. На что мы сказали, что первый раз об этом слышим, нигде ничего не написано и не пойдём же мы сейчас 4км в одну сторону, потом обратно. Для неё было открытием, что у нас нет машины, и это поставило её в тупик. Приняв единственно верное решение в этой ситуации, она сказала нам пару слов о заповеднике и объяснила, как выйти отсюда незамеченными. Мы поблагодарили девушку и пошли на вершину. Вид замечательный. Вообще картина непередаваемая. Вокруг 150-ти метровой горы – низменность до –20-ти метров. Огромное (10 кв. км) озеро Баскунчак, по которому прямо по середине проложена железная дорога. На железной дороге стоит состав, и экскаватор открытым способом нагружает вагоны солью. Это надо видеть. Ещё хотелось увидеть 1,5 километровую пещеру под горой, но поскольку гора растёт, и своды пещеры постоянно обваливаются – пещеру, видимо, завалили, чтобы всякие суицидники не лазили. Нашли только один вход, размером 30 см в диаметре, посветили фонариком и не пошли. Зато видели рыжую лису, которая, наверное, называется корсак. Прошли по берегу Баскунчака – столько соли я в жизни не видел. Отошли подальше от кордонов, искупались в маленьком пресном озере, где все берут воду. Потом нашли место для стоянки в единственной посадке деревьев среди степи и поставили палатку. Переночевав, мы пошли пешком по степи в Верхний Баскунчак (около 10 км). При этом прошли Нижний Баскунчак, посмотрели как разгружают соль в Среднем Баскунчаке. Наконец мы пришли. Обратные билеты у нас были от Астрахани, но мы справедливо полагали, что наши места не успеют занять. Поэтому до часа ночи у нас оставалась куча времени. Мы решили закупиться в магазине обычными продуктами. Наконец-то мы смогли выкинуть все пластиковые бутылки. До вечера мы сидели на окраине в тени деревьев и ели дешёвые арбузы, дыни и персики. Играли в карты и немного поспали. К ночи мы были в достаточной кондиции измотаны. Свалилась вся тяжесть похода. Организм за время путешествия работал как машина чётко. И вот в приближении поезда стало очень тяжело, глаза закрывались сами. Вот он поезд. Зашли. Последние места у туалета – плевать. Но что это!.. Кошмар!!! На наших местах лежат две цыганки с грудными детьми. Мы поняли, что ВОТ ЭТО - ЭКСТРИМ! Места цыганок сбоку – делать нечего, занимаем их. Дальше дорогу описывать не буду – представьте сами. Через сутки с небольшим мы дома. Ура! P.S. Несмотря на концовку поездка удалась на 150%. О некоторых вещах и не мечталось. Теперь можно и позавидовать!

e-mail: kedr_club@mail.ru

Сайт создан в системе uCoz