КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ТУРИЗМА КЕДР

Алтай Астраханская Владимирская Иркутская Татарстан Урал
Нижегородская Кавказ Красноярский край

Сия претемная хлябь имеет продолговатый вид и простирается поперек горы больше ста аршин. Паллас


Реки:
Керженец
Кудьма
Линда
Пижма

Озера:
Ардино и Дерябино
Вадское озеро
Ворсменские озёра
Ефимьевское озеро
Пустынские озера
Легенды, байки и бабайки
История Пустыни
Светлояр
Чарское и Мухтоловские озера

Пещеры:
Ичалковские пещеры
Борнуковская пещера

История Пустыни

Первыми транспортными путями на обширной территории средней полосы и Севера России были реки. По Оке, Клязме и Волге отправлялись в южные земли и торговые караваны и военные отряды русских людей. На берегах водных дорог возникали и быстро развивались русские города: Ярославль, Кострома, Владимир, Муром, Городец, Нижний Новгород и др. Междуречья же, болотистые, изрезанные многочисленными малыми речками и поросшие густым лесом, еще долго оставались Неосвоенными. Таким местом и была юго-восточная граница Березополья от Мурома до Нижнего Новгорода. Хотя, люди в этих местах жили с очень давних времен - охотники, рыболовы, бортники, скотоводы, однако коренные земледельцы русские пришли сюда значительно позже.

После первого нашествия кочевников на Русь, рядом с мордовскими хуторами стали появляться первые поселения монгольских племен. Ныне города Темников (от слова тумен, темник), Саров (Сараклыч - царский меч) и др. Жили здесь и небольшие воинские гарнизоны русских служилых людей, несших службу у засечной черты, охранявшей Московскую Русь от внезапного вторжения с Дикого Поля кочевников.

С возникновением Казанского ханства в середине XV века усиливается влияние монголо-татар на эти земли. Профессиональные воины, осевшие в этих краях, считали недостойным для себя любой другой труд кроме военного и по этому активно использовали в хозяйстве пленников рабов, и, конечно же притесняли окружавшее их мирное население. Постепенно на южных окраинах нижегородского княжества появлялись все новые поселения мусульман-кочевников. Угроза потери этих земель для христианского Московского государства и расширения границ Казанского ханства до Мурома становилась все более острой. Великие князья хорошо понимали, что это грозит гибелью для Руси. И по этому дед, отец, да и сам Иван IV Васильевич (в последствии Грозный) вели жесткую борьбу за эти земли, неоднократно предпринимали военные походы по Волге для покорения Казани, но все они не приносили желаемого результата. И вот, в 1552 году, собрав многочисленную, рать молодой российский царь Иван IV предпринимает решительный военный поход на Казань. Путь его главных сил пролегал не как обычно - по Волге, а по старой посольской дороге - Сакме, проходившей через нынешний Арзамас.

Одной из главных причин пешего похода государя, как я считаю, было распространение христианства на этих землях. В обозе его войска везли множество икон церковных вещей, вплоть до отельных частей иконостаса - царских врат. По пути, в один день строились церкви обыденки, они все оборудовались церковной утварью, уже вечером в храме вел службу его настоятель.

В результате этого похода, как сообщает предание, появилась крепость Арзамас, а рядом с ней Спсо-Преображенский монастырь. Начинался ли монастырь с небольшой пустынки, еще задолго до основания города в 1552 году, еще предстоит выяснить. Однако несомненно, Арзамасский Спасо-Преображенский мужской монастырь явился прародителем многих христианских религиозных образований в обширном Арзамасском крае. При его непосредственном участии только в Арзамасе было основано еще пять монастырей. Выходец одного из них, Введенского, иеромонах Исакий, в схимонашестве Иоанн, основал знаменитую Саровскую обитель. Кроме него было немало подвижников Веры Христовой, которые продолжали духовный подвиг Сергия Радонежского, уходя от мирской суеты в глухие лесные чащобы. Монахи-отшельники основывали там сначала небольшие пустынки, потом к ним приходили их духовные братья, затем, привлеченные святостью жизни, вокруг обители селились землепашцы. Таким образом, подсекая лес, распахивая землю, осваивая под пастбища луга, озера или реки под рыбную ловлю, поселение расширялось до значительных размеров.

Интересный пример этому мы находим в документе 1636 года. Послушная грамота царя Михаила Федоровича игумену Спасского монастыря Феодосию на расчисную землю в Арзамасском уезде: " … В Залесском стану Преображенского монастыря в Муратовском Угодье старец Григорей, прозвище Пузан, на озерке не Сндале чорново лесу разчистил и келье поставил. И в прошлом (1635 А.П.) году тот старец Григорей умер, а келия ево згорела, а та новорасчищеная земля ныне лежит порозжа и никому в поместье и в вотчину не отдана… не владеет ею нихто, а помер …"

К сожалению, бедняга старец Григорий умер, но место его не запустело, царским указом 1636 года расчищенная земля отдана Спасскому монастырю в хозяйственное управление. Здесь надо сказать, что наряду с основной своей обязанностью - распространением христианства среди язычников на юге Нижегородского края, Арзамасский Спасо-Преобоаженский монастырь играл большую роль и по хозяйственному освоению близлежащих земель. Монастырь уже в начале XVI века был крупным вотчинником. Царскими указами ему были отданы деревни Круглища-Кирилловка, Мельничная Полянка (Ивановка), позднее на реке Теше, водяная мельница, а также Березовая Полянка (Березовка), Скорятино, Чернуха и под рыбные ловли, недалеко от Чернухи, озера: Великое, Глухое, Киркиндеево и Кривое - все они входят ныне в систему Пустынских озер на реке Сереже Арзамасского района.

Удивительно красивое и романтичное место, Семь Озер, перетекающих одно в другое, с чистейшей водой, разные по величине и глубине, окруженные густым сосновым лесом , создавали одухотворенный уголок который не мог не привлечь пустынножителей. Само название села - Пустынь, которое и ныне находится на этом месте, подтверждает это предположение. Однако, рядом с большим селом Пустынь есть местечко которое называется Старая Пустынь. Что это? Как объяснить эти два названия? К сожалению, сведения об их основании почти не сохранились в памяти старожилов села. Противоречивы сведения об этом и в краеведческой литературе. Сбивает с толку и тот факт, что существовала в этих местах еще одна пустынь, в которой под именем Деворы скрывалась от гонений родственница царя Петра I. Однако документы, найденные автором этих строк совместно с директором Арзамасского архива В.М. Чараевой в Московском государственном архиве древних актов, многое проясняют и дают основание сделать определенные предположения.

В указной грамоте 1608 года говорится: "…да по грамоте блаженной памяти царя … Федора Иоанновича … велено Пустыню Успения Богородицы что в Нижегородском уезде на Великом озере со всякими угодьи приписать к Преображенскому монастырю и ведать … перед судом и всякими доходами к Арзамасу вместе с Преображенским монастырем, а обема монастырев с одново. Анад обема монастыри велено быть…одному игумену Тихону или хто по нем иные игумены будут в Спасском монастыре …" В этой грамоте арзамасские писцы: Игнатий Зубов, подъячие Безсон Пахирев и Рахманин Воронов подтверждают право Спасского монастыря на владения, пожалованные еще царем Федором Ивановичем, сыном Ивана Грозного. Известно что Федор Иванович скончался еще в 1598 году, следовательно Спасский монастырь уже владел пустынью, которая в Указной грамоте называется монастырем на Великом озере, еще в XVI веке.

Следующий документ 1626 года - выпись из писцовых и межевых книг игумену Спасского монастыря Ионе на рыбные ловли и на крестьян сообщает более подробно об Успенской пустыни: "… Да к Спасскому ж монастырю (принадлежит А.П.) пустыня, а на ней (церковь А.П.) Успения Пречистыя Богородицы, что на Великом озере. Церковь деревяна клецки, а в церкве двери царские, образ месной Спасов на празелени, образ Пречистыя Богородицы запрестольныя, да книги евангелье письменное, евангелисты медные, позолочено выбойной минея, тредо псалтирь, чесословник письменыя, ризы поповские полотняные оплечье выбойка; да два колокола в два пуда; строение мирское, да две келеи, а в них живут старцы монастыря …; да около монастыря городьба збор; да церковных дворов: двор поп Гргорей Спиридонов; да за монастырем дворы - селятцо детеныши пашню пашут на монастырь; двор (д.) Семейка Петров, (д.) Первушка Павлов, (д.) пашка Приходец, (д.) Лукашка Григорьев, (д.) Терешка Васильев, (д.) Офонка Иванов, (д.) Исачко Кондратьев, (д.) Степанко Григорьев, (д.) Манейко Мелентьев. И всего: двор попов, десять дворов детенышев, пашни паханные монастырские пячтнадцать четей и обоего пашни и перелогу двадцать четей в поле да дву потомуж (два укоса травы А.П.) сена по конец озера и около заводей пятьдесят копен, да к Пустыне ж озеро Великое, озерко Глухое, Киркиндеево озерко, Кривое озерко … даны к Спасскому монастырю на рыбную ловлю безоброчно, про свой обиход. Межа монастырским озерам: озеру Великому с Нижегородским уездом села Сосновского с озером Паровым на горе на Ястребиной на березе виловатой грань, а по другу сторону межа монастырские воды Великого озера с Нижнею гороцкою водою с рекою Сережею на острову дуб большой суковатой, что почета на нем делать бортныя дел…"

Драгоценный документ. В нем сообщается о внешнем виде Пустыни во имя Успения Пресвятой Богородицы (ил. 1), давно канувшей в веках, но оставившей после себя большое село.

О внешнем виде можно сказать следующее. Храм пустыни главный и единственный, как сообщает нам летопись, был построен "клецки" (от слова клеть) - широко распространенный по всей России конструктивный тип русского деревянного зодчества. О приделах ничего не сообщается, следовательно, представляется простой и ясный силуэт. Главный объем молельного зала, перекрыт высокой двускатной крышей, к нему с западной стороны пристроен объем трапезной, окруженной галереей-гульбищем. Трапезная и галерея перекрыты более пологой кровлей. С восточной стороны к объему молельного зала пристроена пятиугольная алтарная часть, покрытая бочечной кровлей (перевернутый киль), которую венчает маковка с крестом на шейке. В храм ведет высокое крыльцо. Все сооружение завершает башенка: шейка, луковичная главка и крест - характерные элементы деревянной архитектуры. Ориентирован храм общепринято - алтарной частью на восток, входной и гульбищем на запад - к озеру Великому. К сожалению, в описи ничего не сказано о колокольне, только: "…два колокола в два пуда…", а где размещались колокола неизвестно. Конструкции колоколен были разные - и надстроенные над притвором здания и отдельно стоящие. Руководствуясь основным принципом архитекторов - реставраторов - "не знаешь - делай проще", мне представляется колокольня отдельно стоящей, простой, перекрытой небольшой двускатной крышей, с завершением. Далее по тексту: "…строение мирское…" - вероятнее всего это коровник, конюшня, поварня-кухня и т.д., "…да две келеи, а в них живут старцы монастыря…". Монастырь был окружен оградой: "…городьба збор…" - выполненной из остроженных, с заостренными верхними концами бревен, вплотную друг к другу врытых в землю - собранных вместе - "збор" или частокол, а еще острог. По углам и пряслам стен, возможно были башенки, как это делалось для охраны пустыни от нападения непрошеных гостей. Таким образом, Успенская пустынь, с частоколом, сторожевыми башенками и рвом вокруг, представляла из себя небольшую крепостицу на проезжей дороге из Мурома в Нижний. Рядом на "посаде" селились "детеныши" - молодые мужики со своими семьями, которые подсекли и сожгли лес с восточной стороны пустыни, пахали землю, сеяли рожь для старцев-монахов и для себя. За речкой Сережей на заливных лугах пасли скот и косили сено.

Где же располагалась территория Успенского монастыря в те стародавние времена? Ответ на этот вопрос можно с большой долей уверенности дать, тщательно проанализировав по карте и на месте рельеф и расположение существующей застройки.

Правый берег реки Сережи и в настоящее время довольно крутой, а вXVI веке вообще мог быть обрывистым. По этому если ехать из Арзамаса в пустынь не через село Чернуху, как ныне пролегает асфальтированная дорога, а на прямую, через деревню Судеб, село Селему (как и ездили в те времена), то переправится через реку Сережу и подняться на гору легче всего было бы у устья реки при впадении ее в озеро Великое, где крутизна берега переходит в более пологий склон. На карте виден островок (ил. 2 ), о котором упоминается в летописи: "…на острову дуб большой суковатый…", служивший межой, Перекинуть мост с берега на берег, используя островок как дополнительную, опору было значительно удобней, чем обычно, Далее, поднимаясь в гору, существующая застройка повторяет контуры предполагаем торной дороги и выводит ее мимо кладбища на существующую асфальтированную трассу.

Рыбацкой артели, которой по сути и являлся мужской Успенский монастырь, просто необходима была удобная гавань-заводь на озере для вывода невода, устройства причала для лодок и места для сушки сетей. Наиболее удобное место и ныне для этих целей находится на территории биостанции нижегородского университета.

Территория монастыря, в отличии от одинокого жилища отшельника должна быть хорошо защищена от нападения лихих людей, промышлявши разбоем в лесах на больших дорогах. В селе Пустынь до наших дней сохранилось предание о том, что в те давние времена, рядом с пустынской дорогой ведущей из Нижнего Новгорода в Москву, в пещерах, выкопанных в высоком южном берегу озера Свято, жила шайка разбойников. Несчастных путников лесные тати грабили и убивали, а повозки их, чтобы замести следы, сбрасывали с крутого берега в озеро. Как уживались рядом две противоположности - Пустынь и разбойники, святость и грех, сказать трудно, однако если обратиться к общероссийской истории, особенно к первым годам Смуты (начало XVII в.), когда всю Россию поразил жестокий голод, то становится понятным, что все могло быть. Успенская обитель, промышлявшая рыбу, "урожай" которой не зависел от погодных условий, была очень притягательным местом для многих голодных и отчаявшихся людей. Самым удобным и безопасным местом, с севера и юга защищенное искусственно углубленными овражками, а с ополья - восточной стороны рвом, была бы территория, занимаемая ныне кладбищем и биостанцией. Западная сторона была защищена естественным обрывом к озеру (ил. 2). Эти очертания рельефа можно наблюдать и сегодня. Особенно ров с юго-западной стороны.

И последнее. Странное ныне расположение кладбища - рядом со школой, недалеко от административного центра села. Кладбище устраивались в стародавние времена при храмах и хоронили усопших вокруг алтарной части церкви, Хотя, по приказу императрицы Екатерины II , вышедшему в 1771 году после холерных эпидемий в России, все кладбища должны быть вынесены от приходских храмов за пределы населенных мест. Однако, в закрытых территориях монастырей еще долго продолжали хоронить "родителев", как тогда называли покойников в наших местах. Что произошло с Успенской пустынью в 1764 году, когда по указу той же Екатерины II у многих монастырей, в том числе и у Арзамасского Спасо-Преображенского, Были отобраны их богатые вотчины, неизвестно. Следует предположить, что после 1764 года Успенская пустынь еще некоторое время существовала, занимаясь уже хлебопашеством, и пережила 1771 год, потому и кладбище не перенесли за околицу, что еще раз доказывает то, что Успенская пустынь была расположена на месте нынешнего кладбища.


Наряду со своей хозяйственной деятельностью пустынь занималась и духовным образованием - распространением христианства среди язычников. Монахи Успенской пустыни многим помогли принять крещение в веру Христовую, через водосвятие. О чем свидетельствует до сей поры сохранившееся название одного из близлежащих озер - озеро Свято. Очевидно, в этом озере и крестили язычников, Однако в выписи из межевых книг 1626 г. оно не упоминается во владениях Спасского монастыря, Вероятно озеро носило другое название - Глухое, о чем свидетельствуют и старожилы села. Подобные озера, в которых совершалось крещение, существовали во многих местах России, в том же Арзамасе возле Спасского монастыря озеро Святое - ныне Спасское болото, на Соловецких островах и т.д. Поэтому и миссионерское значение Успенской пустыни было очень велико.

А что же местечко - Старая Пустынь, находящееся в 2,5 км от села и кладбища?

Вот с него то, как я полагаю, все и началось. Некто, вероятнее всего монах Спасского монастыря, еще в XVI веке, получив благословение своего духовного отца - игумена, отправился в глухие Муромские леса пустынножительствовать. Облюбовав себе место на берегу небольшого круглого озера, которое до сих пор носит название Кругленькое, монах-отшельник построил келью, выдолбил из дубовой колоды лодку для рыбалки и стал жить да Богу молиться.

Монахи Спасского монастыря не забывали своего духовного брата, навещали его, пополняя необходимые запасы для поддержания жизни отшельника. Очарованные красотой этого места, а еще более обитателями озер, в которых водилось немало рыбы. А если учесть, что некрупные реки Нижегородского края, такие как Кудьма, Теша, Сережа, и т. д. были нерестовыми, то в Пустынские озера могла заходить на нерест и рыба осетровых пород, о чем свидетельствовали богатые арзамасские базары - с икрой в бочках и большими осетрами. Органично соединив духовную и материальную стороны этого дела, монахи Арзамасского Спасского монастыря "били челом" государю Федору Ивановичу о рыбных озерах в Муромских лесах. Государь набожный человек, заботился о своих духовных пастырях, тем более что город Арзамас издавна был его удельной вотчиной, подаренной ему еще в 1578 году его батюшкой, царем Иваном Грозным.

Так вот и возникла на более просторном и удобном для промыслового рыболовства месте пустынь - монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Отшельник из Старой Пустыни, надо полагать, перебрался в новую пустынь или же отправился искать более уединенное место.

Что же касается женской Девориной пустыни, в которой жила монахиней Девора-Нарышкина, то это место находится ближе к Арзамасу, недалеко от старой дороги, соединявшей Арзамас и Старую Пустынь. И возникла та Деворина пустынь гораздо позднее - во второй половине XVII века, в результате "раскола", произошедшего в Русской Православной церкви в 1652 году. Как выглядела женская старообрядческая пустынь и кто в ней жил? Это уже другая тема, которая требует продолжения.

Подводя итог можно сказать, что на этом примере становления небольшой пустынки можно проследить многие составляющие исторической науки; географические пути, способы и методы. Имена и даты, судьбы и события которые неразрывно связаны с развитием России в ранние и средние века. Все эти процессы были присущи многим религиозным образованиям на бескрайних просторах нашей Родины. К сожалению, за годы борьбы с "религиозными предрассудками" историческая наука недостаточно внимания уделяла изучению данных аспектов, что приводило к неполному и искаженному восприятию картины прошлого. Далее уже в 30-е годы XX века, при Советской власти, на этом берегу, где биостанция, располагалась уже другая рыболовецкая артель Горьковского рыбпромхоза. Приходской храм села Пустынь, надо полагать до революционной постройки, уже размещался не на кладбище, а на правом берегу реки Сережа при впадении ее в озеро Великое. В 1939 году он сгорел полностью, в 1940 г. в сенокосную пору, сгорело и все село - более 140 домов, а в 1941 началась Великая Отечественная война. Трудно было подниматься селу из пепелища. Многие сельчане разъехались по разным местам. По этому сведения об Успенской пустыни начисто стерлась из памяти старожилов.

Исследуя цепочку событий проходящую через века, еще более остро осознаешь, как хрустально хрупок окружающий мир. Как изменилась, вместе утратой духовного, сама природа, обитатели флоры и фауны, даже климат. Вот для примера описание окрестностей города Арзамаса, которое дается в документе уже XVII века : "… По лесам звери: волки, медведи, зайцы, куницы и лисицы, белки горностаи, рыси и лоси. Птицы: чижи, щеглята, перепелки, соловьи, тетерева, рябчики, куропатки, утки, гуси, журавли …. Гром слышен бывает с мая по сентябрь месяц. Северное сияние бывает ретко, а более в осеннее и зимнее время…". Большинство животных и птиц исчезли из окружающих нас лесов, нет и северного сияния в нашем небе. Мне доводилось видеть его за Полярным кругом. Зрелище, скажу Вам, незабываемое. И, как художнику, казалось невозможно написать эту цветомузыку во все небо, но очень хотелось. А еще хочется хоть "ретко", но увидеть невозможное - северное сияние в небе над Арзамасом.

В заключении хочу сказать, что духовное и материальное - это две составляющие одного живого организма. Без здоровья духовного нет и физического. А духовным здоровьем занимались храмы, построенные нашими предками. Они были не просто молельными домами, а хранителями тех мест, в которых они находились.

Член Союза архитекторов России,
кандидат исторических наук,
доцент Петряшин Анатолий Сергеевич

arzamas.km.ru

 


e-mail: kedr_club@mail.ru

Сайт создан в системе uCoz