КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ТУРИЗМА КЕДР

Алтай Астраханская Владимирская Иркутская Татарстан Урал
Нижегородская Кавказ Красноярский край


Реки:
Керженец
Кудьма
Линда
Пижма

Озера:
Ардино и Дерябино
Вадское озеро
Ворсменские озёра
Ефимьевское озеро
Пустынские озера
Светлояр
Легенды и жизнь Светлояра
А был ли Китеж то?
Иван Купала
Праздничный Светлояр
Очень длинный рассказ о чудесном озере
По следам легенд
Чудеса в решете
Чарское и Мухтоловские озера

Пещеры:
Ичалковские пещеры
Борнуковская пещера

 

Очень длинный рассказ о чудесном озере

Ну вот и моя очередь рассказывать о Светлояре.

Я бы сказала, что поездка была из «не очень». Не из-за того, что транспорт был весь битком, не из-за природы (озеро действительно чудесное), а просто между нами с самого начала что то было не так.

Там и тогда я объяснила это всё просто – народ начал стареть. Этим объяснялось нежелание куда-то идти, что-нибудь смотреть и вообще…

Но вот сейчас я думаю, что разочарование моих друзей произошло из-за того, что не были готовы они к тому, что там происходило. Они ожидали увидеть пустынное озеро (ну, может быть, ещё пару палаток за пределами видимости), а получили массовое народное гулянье с песнями, водкой и кричащими детьми.

Что я хочу этим сказать? Готовиться надо, читать там побольше, ну или хотя бы прислушиваться к тому, что пытаются пусть невнятно пробормотать те, кто слышал или читал.

Отсюда, как говорится, мораль:

Если вы хотите уединения, никогда не выбирайте для этого Светлояр 5,6,7,8 июля. Да и вообще всё лето на Светлояре.

Увеличить схему

Если же вы хотите праздника, хотите увидеть хотя бы кусочек умирающих обрядов и традиций, поучаствовать в чём-то действительно загадочном, эти дни для вас. И я от души советую всем: не пропустите. Обещаю, будет, что вспомнить и другим рассказать.

Итак, 6 июля, суббота, утро. Бодренько бежим на метро, чтобы успеть к 5.45. «под люстру», где нас ждут приехавшие заранее с Сортировки друзья. Я немного волнуюсь от предстоящей встречи с ними, т.к. накануне видела в глазах многих из них апатию и нежелание куда бы то ни было ехать. Но думать перед походом о плохом категорически воспрещается, да вот уже и Московский.

Друзья опаздывают, мы волнуемся. Я уже представляю как мы бегаем от контроля (т.к. билеты покупать уже бесполезно) по переполненной электричке. Но вот приходят они. Я про себя ругаюсь, некоторые ругательства всё же выплёскиваются наружу. Всё-таки опаздывать не с Сортировки, а с пл. Ленина – это ХХХХХХХХ.

Сообщаем народу о переполненных пригородных кассах, но о чудо – кто-то вспоминает о тайной кассе под вокзалом. Берём билеты и бежим. Ну, то, что все места будут заняты, я ожидала, но то, что мы даже в вагон не влезем… Ладно, едем в тамбуре. Зато все вместе. Попутно я срываю зло на мужиках, пытающихся в нашем же тамбуре курить, торговцах всякой железнодорожной дрянью и на людях, которым видите ли приспичивает выходить раньше Семёнова.

Для тех, кто поедет без билета, сообщаю: контроль был, но достаточно бледный и вялый. Желающие перебежать – перебежали, а до конца электрички из-за большого скопления народа он, наверняка вообще не дошёл.

Для тех кто не ездил в этом направлении: Семёнов находится в 7 зоне. В обычный день билет стоит 28 р. В пр. и вых. 2.80. х 7. За окнами много чего можно посмотреть, особенно, когда выезжаешь из Нижнего, так что пяльтесь на здоровье…

Наконец Семёнов. Это правильный город. Почему правильный? А здесь авто и железнодорожный вокзал «в одном флаконе». Очень удобно.

Идём за билетами. По пути смотрю, где бы приобрести ложку с хохломой. Но нет ложек в Семёнове. Вообще, никакого намёка на хохлому в городе. Ай-яй-яй товарищи торговцы – какое упущение! Хотя, может быть, плохо искала.

Билеты покупаем на дополнительный автобус. До него ещё минут 50, можно позволить себе небольшую прогулку. На станции закупаемся продуктами. В это время начинают звонить колокола, причём звонят где-то рядом. Идём на звук. Церковь большая и красивая. Внутри горит много свечей, очень хочется зайти, но смотрю на свои шорты, полупрозрачную майку и ограничиваюсь лишь фотографированием.

Возвращаемся. На станции обнаруживается, что наш автобус сгорел. Почему именно наш? Смотрим на отъезжающих счастливчиков, ждём. Солнце припекает всё больше и больше и ждать становится всё проблематичнее. Уйти тоже никуда нельзя, т.к. автобус обещают подать немедленно. «Немедленно» длится около часа.

Но наконец, карета у подъезда, запихиваемся, едем. Ура!

Полчаса весёленьких пейзажиков за окном и мы на месте.

Первое, что мы видим – дорогу в село перекрывает милиция в белых наутюженных рубашках (!) и это в такой глуши. Да, видимо ожидается что-то действительно грандиозное.

Проходим мимо недостроенного каменного собора (тоже вещь достаточно замечательная для провинции). За ним мы видим деревянную церковь, простенькую, но чистую, видимо, недавно отреставрированную. Кстати, заметьте, верхние окна в ней нарисованные, смотрятся же, как настоящие, особенно издалека. Вот такая вот иллюзия! В церкви идёт служение. На площади же перед ней ух, сколько народу собралось. Все ждут начала крестного хода.

Служба, шествие и молебен на озере посвящены празднованию дня Иконы Владимирской Божьей Матери. Этот христианский праздник почему-то совпадает с Днём Ивана Купала (?). Крестный ход начинается примерно в полдень.

Мы решаем прийти на озеро раньше и встретить процессию прямо там.

Пересекаем село. Вместе с нами по дороге движется очень много народа. Среди них есть и рюкзачно-палаточные и туфельно-каблучные представители. Все стараются держаться кучками. Местные парни все по пояс обнажённые и жутко загорелые с превосходством взирают на бледных городских. Путёвочники, постоянно оглядываются в поисках гида и своего автобуса.

Уже с моста видим автостоянку, битком забитую четырёхколёсными друзьями человека. Да, все сюда явно не убрались.

Идём не думая – за народом. Берёзовая аллея (кстати, посаженная учениками местной школы) ведёт нас к самому озеру.

Здравствуй Светлояр!

А что здесь творится! Мы как в людском муравейнике. Галдящая толпа загорает и купается. Вода на пляжах так вообще аж бурлит.

Первый шок проходит и мы, как и многие устраиваемся на горе, пока только так, передохнуть.

Мы не успеваем это сделать, как показывается шествие. Как быстро идут! Впереди двое здоровых мужчин несут огромную икону на двух деревянных ногах, за ними несут церковные флаги (не знаю как они называются), молодой поп поёт молитвы, ему подпевают женщины, идущие за ним. Далее следуют остальные церковнослужители, многие в богатых, расшитых золотом одеяниях. Ну а за ними верующие, присутствовавшие на службе, ожидавшие на площади и все остальные. Время от времени от толпы отделяются люди, в основном бабульки, забегают вперёд процессии, крестятся и падают на колени, чтобы икону пронесли над ними. Ближе к часовне это явление становится массовым и из лежащих на коленях выстраивается цепочка. К ним присоединяются загорающие и мужики с иконой стараются выпихнуть из этой вереницы субъектов в купальниках, хотя это у них не всегда получается в результате чего божья благодать проливается и на них.

Таких грандиозных шествий я не видела со времён Первомайских демонстраций. Необычайное возбуждение. Мы с мужем стараемся в десятый раз забежать вперёд, чтобы (нет нет, не упасть на колени), чтобы сфотографировать происходящее.

Но, наконец, процессия достигает часовни, начинается молебен.

Наши уставшие соратники устраиваются на отдых, а мы с мужем спускаемся к воде.

На озере два достаточно больших пляжа с песочком (как раз там, где вода бурлит) и несколько небольших «одноместных» левее. Вокруг озера проложены деревянные мостки, наверняка для того, чтобы на коленях удобнее было ползать.

Купаются везде, помельче и попьянее – на пляжах, покрупнее – с краю. Группа молодёжи, среди которых и девчонки и парни примерно нашего возраста со словами: «Да ладно, чего там!» раздеваются донага и весело запрыгивают в воду. Признаюсь, рот у меня долго не закрывался. Вот такая вот чистота нравов.

Возвращаемся к народу. Народ, видимо, сошёл с ума, лежит рядом с какой-то матерящейся компанией и уходить никуда не хочет.

В конце концов, все раскачиваются, нехотя напяливают рюкзаки и мы ползём в поисках места стоянки. Совсем недалеко чудесная полянка. Знаем, что костры здесь можно жечь не везде, но здесь свежее кострище и трава примята палатками – здесь значит можно. И вот уже весело шипят макароны и нарезан салат, как появляются двое парней. Не знаю, из какого они гринписа, но лица у обоих до боли знакомые. Может, где-нибудь в Пустыни встречались. Наши рожи им, видимо, не знакомы и они достаточно недружелюбно вежливо просят нас слинять отсюда и поселиться на отведённой территории.

Я, конечно, понимаю, что для них мы лишь очередные уроды, приехавшие загаживать природу, но, думаю не стоило пугать нас омоном, тем более, что мы сразу согласились переехать и сделали это по-настоящему мирно. Кстати, если бы не было таких уродов, как мы, и никто не ездил бы на это озеро, его никогда бы не объявили охраняемой территорией и уж тем более памятником природы федерального значения, будь оно хоть 100 000 километров в глубину и тони здесь хоть 10 городов. Так что, дорогой мой Гринпис, надо бы полегче.

Ладно, едим мы макарошки, на душе сразу легчает, даже гринпис перестаёт казаться вредным. Собираем мы свои манатки и плетёмся в указанном направлении. Оказывается до общей стоянки мы не дошли буквально метров сто, а не видели её из-за деревьев. В следующий раз будем знать.

Разбиваем новый лагерь и разбредаемся, кто в деревню, кто купаться. Мы с Андреем идём на Кибелёк. Этот источник находится в1,5 км. от озера (может быть по прямой так оно и есть), мы шлёпаем километра 3. Хотя, наверное, «шлёпаем» не подходит – летим. Сначала через поля, чтобы скрыться от жары, а потом через лес, чтобы убежать от слепней, которые готовы съесть нас заживо. Мы обходим одну толпу тёток с бутылками, другую, третью… Ну где же он?

Наконец, показывается деревянное сооружение, типа беседки, в которой стоит порядочная кучка народа. Мы подходим и через несколько прыжков над толпой видим, что источник представляет собой колодец. Причём вода, видимо, ушла (точнее её унесли) и набрать её в стандартные пластиковые бутылки не представляется возможным. Около колодца колдуют два мужика, а окружившие их тётки, держа бутылки двумя пальчиками и характерно закатывая глаза, просят: «А вы и нам на нальёте?». Я так понимаю, мужики уже пол дня трудятся, а тёток меньше не становится. Андрей просекает ситуацию, обходит колодец с тыла и ныряет в него чуть ли не весь с нашими бутылками. Толпа ахает и замирает, но ничего не говорит, т.к. вид у него, после пробежки по лесу самый агрессивный. Наконец, бутылки полны, и мы бежим обратно.

Вода? Вода изумительная - холодная, кристально чистая и вкусная.

Возвратившись, сразу бежим купаться. Правда, на небе как-то подозрительно синё, но нам всё нипочём. Вода окутывает нас долгожданной прохладой. Может быть она обычная, но нам она кажется чуть ли не волшебной. Кто-то говорит о её мягкости, кто-то о вкусе, но то, что на глубине я вижу свои ноги даже без очков это точно.

Также мы заметили, что в Светлояре легче плавается, вода как бы держит, не даёт утонуть. Накупавшись и набрав в котелки воду, уже под моросящим дождиком раздетые, чтобы не промочить вещи, возвращаемся в палатку.

Дождик не то чтобы очень, но по палатке начинают бежать ручейки, причём делают это уже изнутри. Плохо то, что мы не взяли плёнку, как обычно это делали, вот и расплачиваемся.

Но дождь нам не помеха. Надев остатки сухой одежды, дождевики и венки мы идём на праздник, ведь скоро ночь и мы не хотим пропустить ничего.

Около часовни люди, многие из которых одеты в русские народные костюмы, водят хороводы. Приглашают всех желающих, мы с некоторым смущением соглашаемся.

Трудно передать какое удовольствие я получила от этого. Не зная слов песен (с трудом припомнила с садично-ясельного периода что-то в духе: «А мы просо сеяли, сеяли…»), не подозревая о каверзах каждой следующей игры, мы делали всё интуитивно и, надо сказать, неплохо получалось. Где надо скручивались, где надо раскручивались, целовали кого надо и даже пытались подпевать, благо слова большинства песен повторяются.

Великая это вещь, хоровод. В круге человек как бы «раскрывается» и через сцепленные руки передаёт положительную энергию другим людям, а они ему. Насчёт плохой энергии, я уверена, что её нет ни у кого, кто способен водить хоровод, а насчёт того, что добра можно отдать больше, чем получить, знаю, что мне не хотелось в этот момент брать, а хотелось только отдавать.

Думаю, женщины и мужчины в костюмах были лучшими людьми на празднике, добрыми и светлыми. Жалею, что не успела познакомиться с ними поближе. Знаю только, что все они не местные (кажется, из Ярославля). Надеюсь, приезжают они каждый год.

Идём мы и на местную дискотеку (чуть дальше под горой установили сцену, на которой прыгает местная «звезда»), даже танцуем под какую-то песенку, надо же всё попробовать.

Вся пьянь здесь, но это и радует – никто ни к кому не пристаёт, все вроде как пляшут.

Неожиданно начинают бить колокола и люди, зажигая свечки, выстраиваются в длиннющую очередь – начинается самое грандиозное событие ночи. Мерцающая тысячью огней процессия тянется вокруг озера, загибается и теряется где-то в лесах. Зрелище просто потрясающее, как говориться, если бы его не было, то его стоило бы придумать. Мы не обходим озеро со всеми – слишком уж хорошо смотреть на всё со стороны, да и темп передвижения основной толпы нас не устраивает, уж слишком всё медленно, того гляди и свечки погаснут, а озеро обходить так и не начнем. Решаем обойти Светлояр чуть позже.

А пока идём пускать венки. Многие уже сделали это и теперь освещен не только берег, но и само озеро наполняется огнями в окружении тёмных кругов из цветов. Раздеваюсь, осторожно прохожу сквозь купающуюся толпу, а затем плыву. Очень бережно, как будто от этого действительно зависит моя жизнь, моё благополучие и здоровье, опускаю венок на воду – плыви на счастье!

Тем, кто ни разу не разгуливал ночью по лесу со свечой, сообщаю: это достаточно сложно, тем более если свечку надо пронести не потухнувшей. Глаза слепит, ветры дуют, и деревянная дорога время от времени обрывается и мы ухаем вниз, всеми силами стараясь сохранить драгоценный огонёк. Интересно, что парафин стекает прямо на руку, но успевает остывать и его замечаешь лишь тогда, когда на мизинце нарастает гигантская сопля, начинающая тянуть к земле. Кстати, небольшое днём озеро ночью кажется огромным. Постоянно думаешь: «Ну, когда же конец? Не иначе как черти завели куда-то не туда». Свои достаточно толстые свечки мы доносим уже в виде догорающих на руке пластинок, кладём их рядом с другими такими же и с чувством выполненного долга уходим.

Е. Лаврёнова, 7.07.2002


e-mail: kedr_club@mail.ru

Сайт создан в системе uCoz