КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ТУРИЗМА КЕДР

Алтай Астраханская Владимирская Иркутская Татарстан Урал
  Нижегородская Кавказ  Красноярский край  

 

Сююмбекина башня
Пещеры и скалы Камского Устья
Экскурсия по Казани
Карты
Легенды

 

 

Сююмбекина башня

Исторической жемчужиной Казанского Кремля и архитектурной эмблемой города Казани является башня Сююмбеки. Самый знаменитый памятник архитектуры Казани, да, пожалуй, и Татарстана. Правда, сейчас мечеть Кул Шариф затмит собой любую достопримечательность, но недооценивать значение башни Сююмбеки не стоит. Слишком уж велико оно для казанцев.

Сумбекина или, как правильнее её назвать, Сююмбекина башня расположена в северо-восточной части Казанского Кремля, во дворе бывшего губернаторского дворца. Высокая, многоярусная, кирпично-красного цвета, стройным силуэтом возвышается она над городом.

Интересно, что башня Сююмбеки является одной из падающих башен мира - в настоящее время ее наклон составляет 1.8 метра. Окутанная многочисленными легендами, она олицетворяет собой забытое историческое прошлое Казанского края, храня в течение многих столетий тайну своего происхождения.

О тайне происхождения

При первом же внимательном взгляде на башню вы обращаете внимание на явное её несоответствие с архитектурным стилем Кремля. Приземисты, массивные, невысокие башни, кубический Благовещенский Собор и тонкая, как игла, Сююмбекина башня.

В настоящее время существует несколько мнений о времени происхождения башни Сююмбеки: одни исследователи приурочивают её к эпохе татарского царства, другие, наоборот, признают её памятником русского зодчества и приписывают её постройку

то царю Алексею Михайловичу (XVII в.), в их пользу 3 факта:

монеты XVII в., найденные под бывшей дворцовой церковью, сохранившейся до настоящего времени и примыкающей непосредственно к Сююмбекиной башне;
сходство с Боровицкой башней Московского кремля, надстроенной в конце XVII в.;
сам факт того, что в 1552 г. после взятия Казани русскими, был сожжён почти весь город, уничтожены все религиозные татарские памятники,

то Анне Иоановне (XVIII в.):

в XVIII в. башня служила воротами во двор оберкомендантского дома, и над ней был водружён царский герб.
Есть и "итальянская гипотеза". В строгих очертаниях башни Сююмбеки, всей зодческой концепции и стандартах строительного кирпича явно просматривается влияние итальянского Кватроченто, что позволяет высказать предположение о том, что архитекторами ее были итальянские мастера, строившие в пятнадцатом веке комплекс Московского Кремля. Если, согласно этой гипотезе, башня была построена по итальянскому проекту в 1487-90 годах в честь заключения вечного мира между ханом Мухаммад Эмином и великим князем Иваном Третьим, благодаря чему Великое княжество Московское навсегда перестало быть данником Казанского ханства, ее сохранение в пределах Казанского Кремля виделось бы Ивану Грозному впечатляющим символом политической преемственности московского протектората надо всем Казанским краем.

Ко всему прочему, размер кирпича, из которого сложена башня, не отвечает русским стандартам, введенным при царе Борисе Годунове на рубеже 16-17 веков, однако совпадает с размерами итальянского кирпича, впервые изготовленного на Руси строителем Московского Кремля Аристотелем Фиораванти.

Ни один из этих фактов не является неоспоримым доказательством какой-либо гипотезы. Монеты могли попасть случайно, башня явно надстраивалась - отсюда сходство, и самое главное: никаких сведений о постройке башни в поздних документах нет, а ведь это было бы очень значительным для города событием.

Скорее всего, правы первые, считающие башню Сююмбеки памятником татарской старины. Вероятно, она построена на древнем основании одной из 14 каменных башен, стоявших среди дубового города времён татарского князя Едигера, либо на основании минарета Муралеевой мечети. Русскими она использовалась как дозорная башня, поэтому и не была разрушена.

О татарском происхождении говорит и то, что башня очень почитаема со стороны татар. Они придают ей священное значение.

Легенды

Существует множество легенд, связанных с башней. Среди этих преданий, некоторые утверждают, что башня - остаток ханского дворца, другие прибавляют к этому, что под башней, в глубоких недрах земли, похоронен благочестивейший магометанин, из черепа которого бьёт родник, образующий под крепостной стеной около реки Казанки, неподалёку от Тайницких ворот Тайничный ключ. Из этого ключа в 1552 г. во время осады Казани русскими, татары брали воду, и он являлся единственным для всего города источником чистой, незараженной воды. Третья группа преданий утверждает, что башня - это мечеть или грандиозный мавзолей, построенный царицей Сююмбекой над могилой своего мужа, хана Сафа-Гирея; по имени этой царицы она и получила своё название. Наконец, до начала XIX в. среди татар ходили слухи, что в золочёном шаре на шпице башни хранятся какие-то таинственные и важные для татар документы. Слухи были настолько упорны, что в 1830 г., по распоряжению министра внутренних дел, шар в присутствии представителей от татарского населения, был снят и раскрыт: в нём, конечно, не оказалось никаких документов; сделанный из латуни, шар был в нескольких местах пробит молнией.

В содержании легенд о Сююмбекиной башне есть доля правды. Прежде всего сама личность царицы Сююмбеки не есть плод народной фантазии, наоборот, это лицо вполне реальное, историческое.

Царица Сююмбека

Дочь могущественного Ногайского князя Юсуфа Сююмбека была женою трёх последних казанских царей - Джан-Алея, Сафа-Гирея и Шиг-Алея. Тринадцати лет она была выдана замуж за 15 летнего казанского царя Джан-Алея; последний навлёк на себя неудовольствие аристократической крымско-ногайской партии, во главе которой стоял отец Сююмбеки, князь Юсуф. Составился заговор, участники которого умертвили Джан-Алея и на его место избрали Сафа-Гирея, три года тому назад свергнутого с казанского престола и изгнанного из царства. Имея уже 4-х жён, он взял ещё пятую, красавицу Сююмбеку, которая сделалась главной женой нового хана, благодаря влиянию своего отца, которому Сафа-Гирей был обязан престолом. Горький пьяница и развратник Сафа-Гирей умер через 13 лет, в 1549 году. Предание так описывает его смерть: однажды, будучи пьян, он хотел умыть себе руки, причём запнулся ногами, упал головою на умывальник и о палатный пол так разбился, что все кости и суставы у него расслабли, и он тут же умер.

После смерти мужа, за малолетством старшего сына Утемышь-Гирея, управление Казанским царством фактически перешло в руки Сююмбеки. Но вскоре, однако, спустя полтора - два года (после несчастной любви Сююмбеки к крымскому татарину, красавцу Кучак-Оглану, навлёкшему на себя ненависть казанской аристократии и казнённому в Москве), по повелению Иоанна Грозного, она была лишена власти и должна была передать управление царством присланному из Москвы Шиг-Алею. Сама царица с сыном в 1561 г. была отправлена в Москву, в целях прекращения крымской династии и утверждения на казанском престоле царя Шиг-Алея.

Народная молва опоэтизировала отъезд царицы Сююмбеки из Казани. В ярких красках рисует она отчаяние царицы перед отъездом в Москву и её последнее, прощальное посещение мечети, построенной над гробом её мужа Сафа-Гирея. В то время как рыдала царица, вокруг мечети, по словам легенды, собирались толпы народа, слышались угрозы побить камнями воеводу, присланного из Москвы за царицей. Волнение грозило перейти в вооружённое восстание… Когда в колымаге увозили Сююмбеку из города, народ падал перед ней на колени и плакал. До самого Свияжска провожали царицу воеводы и вельможи казанские на стругах, а простые жители толпа ми шли по берегам Казанки и Волги.

Архитектура

Башня представляет собой большое семиярусное сооружение, высотою в 75 метров и имеющее в основании площадь в 140 квадратных метров.

Первые три этажа её имеют форму куба (четверики). Они поднимаются лестничными уступами и заканчиваются открытыми, круговыми гульбищами или террасами, окруженными невысокими каменными стенками - парапетами, орнаментированными с наружной стороны узором из кирпича. В нижнем этаже башни проделаны сквозные арочные ворота, служившие въездом во двор комендантского дома, заменившего "старый царев" или Ханский двор. С боков имеются отверстия для входа во внутренние каменные лестницы, ведущие во второй этаж, освещаемые небольшими круглыми оконцами.

Верхние четыре яруса башни восьмигранные (восьмерики), причём 6-й ярус носит характер усечённого шатрового покрытия, в стенах которого проделаны небольшие круглые окна. На нём покоится дозорная вышка-фонарь, увенчанная высоким шпилем, украшенным полумесяцем, с которой открывается роскошный вид на Казань и её окрестности.

Орнаментирована башня довольно бедно. Украшены главным образом наружная сторона стенок террас и окна; только фасад нижнего этажа башни с двух сторон имеет по четыре полуколонки, поднимающиеся от основания башни до парапета первой террасы. Полуколонки опираются на довольно высокие, четырёхугольные базисы и заканчиваются капителями; каждая капитель отделена от стержня полуколонки небольшим валиком и украшена вертикальными рядами ступенчатых выступов. В основании орнамента стенок первой террасы лежит сплошной ряд кирпичей. Вставленных ребром и образующих, т. образом, зубчатый поясок вокруг башни. Над этим поясом лежит несколько продольных выступов, образующих карниз, и весь этот несложный рисунок заканчивается рядом правильных четырёхугольных углублений, с небольшим окаймлением каждое, идущих вдоль стенок террасы. Орнамент стенок второй и третьей террас несколько отличается от описанного: они также имеют зубчатый поясок из кирпича и карниз, но верхняя часть рисунка у них различна, как это можно видеть на снимках, а именно: украшение стенок второй террасы заканчиваются рядом вертикальных углублений, внутри которых по середине сделаны двухскатные валики, украшение третьей террасы кончается просто небольшими прямоугольными углублениями в стенках её. Форма окон башни (с полукружием наверху) и их украшения весьма типичны для древнерусского зодчества.

Окна второго, третьего и четвертого этажей имеют вокруг себя очень простые четырёхугольные обрамления, состоящие из ряда валиков. Окна 6-го яруса лишены обрамления, но над ними проходит валик, образующий полукруг вокруг верхней части окна.

Необходимо отметить, что весьма характерными элементами русского орнамента XVI - XVII вв. являлись карнизы, валики, колонки и полуколонки, ряды поясов с гранями и т.д., которыми украшались обыкновенно здания, но из этих же как раз элементов, как мы только видели, и составляет собственно весь рисунок орнамента, украшающего Сююмбекину башню. Всё это ещё раз говорит за то, что башня Сююмбеки перестроена не раньше XVI, но, по всей вероятности, в XVII веке.

Ознакомившись с внешними строительными формами Сююмбекиной башни, не безынтересно будет обследовать её внутреннее устройство. Для этого необходимо подняться по внутренней каменной лестнице в помещение второго этажа - небольшую, четырёхугольную комнату. С двух сторон она освещается окнами, в двух других стенах имеются только впадины для окон; пол каменный. На террасу специального хода нет, можно попасть только через окно. В двух углах комнаты сделаны отверстия для внутренних каменных лестниц, ведущих в третий этаж. Помещение третьего этажа освещается четырьмя окнами, имеет деревянный пол, но каменный сводчатый потолок: очевидно когда-то второй и третий этажи составляли одну комнату, сложенную выступом (на котором теперь настлан деревянный пол) и имеющую две наружные террасы. Из третьего этажа идёт деревянная лестница на наружную террасу первого восьмигранного яруса (четвёртого снизу), которая имеет дверь во внутреннюю комнату, небольшую, довольно низкую, с каменным сводом, освещённую четырьмя окнами. Следующие ярусы соединяются между собой деревянными и небольшими каменными и небольшими каменными лестницами и заканчиваются наверху светлой восьмиугольной комнаткой, по 3 шага в длину и ширину. Последние 3 яруса башни, разделённые между собой деревянными потолками, прежде составляли одну высокую комнату, суживающуюся кверху. Внутреннее устройство Сююмбекиной башни, подобно её внешним формам, тоже подвергалось изменениям. Раньше она имела только три внутренних помещения: первое занимало 2-й и 3-й ярусы, второе соответствовало четвёртому ярусу и третье поднималось с пятого этажа до конца башни. В настоящее время каждому ярусу, кроме самого нижнего, соответствует своё особое внутреннее помещение.

 


e-mail: kedr_club@mail.ru

Сайт создан в системе uCoz