О Винокуренном, кумышке и Бабе Яге
Камень Винокуренный стоит в 5 км выше от Староуткинска.
На камне природным парком «Река Чусовая» разработан небольшой туристический маршрут - экологическая тропа, ведущая по гребню метров на 700.
Детишкам летом показывают цветочки.
Камень высотой метров 45. Река в этом месте узкая и делает поворот, поэтому боец был опасным для сплавных караванов.
По преданию, на камне в старину был старообрядческий скит, и кержаки здесь гнали самогон.
Якобы до сих пор сохранились какие-то остатки могилок тех кержаков. (Но показывать те места сотрудники Парка отказываются.)
Название «кержаки» пошло от речки Керженец, что под Нижним Новгородом.
Как известно, после никоновского раскола староверы вынуждены были уходить в пустынные места, многие ушли на Печору, в Карелию.
На Керженце появилось впоследствии до сотни скитов старообрядцев.
Но в начале 18 века царь Петр что-то опять с ними не поделил, и с Керженца они потянулись на Урал и в Сибирь.
За что и получили местное название - кержаки.
И курили эти кержаки здесь самогончик. Курили - в смысле, готовили, гнали особым образом, отличным от производства хмельного меда, пива, которые варили.
А курили - это держали на медленном огне долгое время, выгоняя спирт.
Уголь для заводов, тоже, кстати, курили - в куренях - таким образом, выжигая дерево длительное время под слоем земли.
Так вот, то, что здесь была винокуренная изба - это первая версия происхождения названия камня. Вторая заходит с другой стороны.
Староверы облагались двумя налогами - общим для всех, и "повинным" за то, что новую веру не приемлют.
(Отсюда, кстати, и еще одно название старообрядцев - двоеданы, от "двойная дань"; а не от того, что двумя перстами крестились и два раза аллилуйю пели.)
И, якобы, вторую, повинную, дань они отрабатывали выжиганием древесного угля на этой горе - повинные курени. И вроде как Винокуренный и пошел от этих "повинных куреней".
Что интересно, в двух километрах ниже есть камень Курьинский и деревня Курьи.
Но эти названия имеют другое происхождение - курья означает речной залив, сырое место.
Может, отсюда "избушка на курьих ножках"? На столбах, чтоб не топило в половодье. Кстати, баба яга тоже может иметь уральские корни.
У древних уральцев были святилища - поляны, окруженные частоколом, на котором вывешивались черепа принесенных идолам жертв.
В центре поляны стоял небольшой дом - избушка без дверей и окон - «сомъях».
Этот домик был установлен на высоких пнях или столбах, чтобы не залезли медведь, куница или рассомаха.
Внутри лежала резная деревянная кукла - иттарма, вместилище души умершего или божка. И эта иттарма была одета в национальную одежду манси - ягу.
В то время у вогулов имелся свой идол - Золотая Баба (Сорни-Най), несущая русским смерть.
И от фольклорного смешения вогульской Золотой Бабы и идола в одежде-яге, возможно, появилась нынешняя Баба Яга.
Если учесть, что становление русских сказок в том виде, в каком мы их знаем сегодня, пришлось именно на XVIII век,
а также то, что уральские сказы с невиданной скоростью распространялись по всей Руси, то вполне вероятно, что родина Яги - Урал.
Кстати, камень Баба Яга есть на 92-м км по реке от села Коуровка.
***
Экскурсии встречают ребята в костюмах кержаков - анимационная программа для туристов и наливают кумышки - местного самогончика.
Почему кумышка? Не знает никто. Только бабушки из местного самодеятельного ансамбля говорят: "А пришел ты к куме - что она тебе подносит?"
Как версия, имеет право на существование?
Может быть это как-то связано с речкой Кумыш - левым притоком Чусовой? Краеведы смеются: «А у нас и речка Бражка есть».
На территории нынешней Пермской области есть речка Кумышка. И была при ней, в устье Чусовой деревня Кумыш (простояла до 70-х годов 20 века).
В тюрских языках "кумыш" - это "ночлег". Деревня появилась еще в 17 веке как ямы - постоялые дворы для ямщиков и обозов.
В этих местах, по реке, ходили зимние обозы тогдашних купцов, строгановских контрабандистов и т.д.
Позже, когда появился сплав в начале 18 века, деревня стала приютом для разбившихся, но уцелевших сплавщиков (там много опасных бойцов - Горчак, Разбойник и др.)
Короче, сотню людей там находили себе спасение и ночлег. И самогончик местный пили, куда ж без него. Может, отсюда и распространилось название кумышка?
Скорее всего все-таки название не связано с речкой Кумыш (ударение на первый слог).
Кумышка - это традиционный самогон башкир, татар и чувашей, изготовлялся он из скисшего молока - кумыса.
Вероятно, от башкир название и пошло. А самогон, которым нас угощали староуткинцы, на вкус совершенно обычный.
Источник: www.chusovoe.ru