Астрахань
Маршруты
Тинаки
Дельта Волги
Богдо и Баскунчак
Пешие прогулки улучшают аппетит
Карты
Легенды
Флора и фауна
Фотоотчет 1-10 сентября 2002 г.:
|
Гора Большое Богдо
Бывали ли вы когда-нибудь в астраханских степях? Какая ширь, какое раздолье! Куда ни глянь – до самого горизонта простирается гладкая равнина. И лишь одинокий степной сфинкс – гора Большое Богдо одиноко возвышается у берега древнего соленого озера Баскунчак. Эта гора, представляющая собой соляной купол, является самой высокой точкой Прикаспийской низменности (высота 161,9 м) находится на территории Богдинско-Баскунчакского заповедника. Эта удивительная растущая, звучащая гора, где вскрыты осадочные породы морского триаса, - своего рода геолого-палеонтологический музей под открытым небом.
У кочевавших здесь калмыков гора Богдо являлась местом поклонения, святой хранительницей душ умерших и называлась Богдо-Ола, что означает: "Святая гора" от калм. богдо – "святой, священный" и ола – "гора". Прилагательное большое определилось противопоставлением г. Малое Богдо (высота 37 м), расположенной северо-западнее, на территории республики Казахстан. Б.Богдо имела и другое калм. название – Арслан-Ола т.е. "Лев-гора" (калм. арслан – "лев"), за внешнее сходство горы с лежащим львом.
Наиболее высокой является ее северная сторона, состоящая из пяти сросшихся утесов. Западная сторона постепенно снижается и сливается с окружающей степью. На скалистых обрывах восточного склона можно видеть результат работы ветров: неглубокие пещеры, каменные ниши и столбы, карнизы и многочисленные углубления, похожие на гигантские соты, которые сделали Большое Богдо поющей горой. Даже при умеренном движении воздуха на скалистых склонах слышен неясный гул, напоминающий бормотание. С каждым порывом ветра меняется высота и характер звука. Видимо поэтому, калмыки считали ее священной.
С геологической точки зрения Большое Богдо замечательна тем, что относится к числу растущих гор. Подземные силы продолжают медленно поднимать ее. Гора Большое Богдо - это геолого-минералогический склад пестроцветных глин, известняка, песчаника, гипса, мела, бурого железняка, самородной серы, свинцового блеска, медной руды, кристаллов кварца, яшмы, минеральных красок.
Вершина, несмотря на свою скромную абсолютную высоту, хорошо видна за десятки километров, так как расположена на засушливой, едва ли не идеально плоской равнине, покрытой полынно-солянковой полупустынной растительностью и лежащей почти на уровне мирового океана. Большой Богдо, «монопольно» возвышающийся посреди плоской местности, служит основным ориентиром в приграничных с Казахстаном районах Астраханской обл. Одинокая высокая гора, меняющая свою окраску в зависимости от сезона года и времени суток, с древних времен вызывала у местного населения священный трепет. До сих пор из уст в уста передается множество историй и легенд, связанных с Большим Богдо.
В ноябре 1997 г., вышло правительственное постановление о создании государственного природного заповедника Богдинско-Баскунчакский в Астраханской области.
С созданием Богдинско-Баскунчакского заповедника прекращены выпас скота, сенокосы, распашка земель в санитарно-защитной зоне озера, вошедшего в состав заповедника. С заповедной территории выведены все чабанские точки.
Баскунчак
Бессточное соленое озеро Баскунчак, удивительное творение природы, расположено на севере Астраханской области (Ахтубинский р-н). Его площадь - более 115 км2. С озером Баскунчак связано одно из величайших в мире месторождений высококачественной поваренной соли. Она содержит 98% хлористого натрия и считается одной из лучших в мире. По своим лечебным свойствам соли Баскунчака не уступают солям Мертвого моря в Израиле.
В настоящее время не существует единого мнения о происхождении названия озера. В "Делах Тайного Приказа"(1674 г.) озеро именуется "Баскунчакским соленым озером". В плане озеро имеет неправильную форму и напоминает голову собаки, что в переводе с тюркского и означает слово «Баскунчак» (баш - "голова", кунча - "собака"). Согласно другому мнению название озера происходит от тюрк. бас - "голова", в значении - "главный" и конак - "станция, стоянка", т.о. исходная форма топонима - "басконак" - "главная стоянка", что соответствует значению озера в прошлом, как одного из главных источников добычи соли. В то же время существует предположение о том, что современная форма названия озера это искажение монг.-тюрк. - "Ускончак". Именно так оно называется в памятнике русской географии и картографии XYII в. "Книге Большому чертежу". Данное наименование имеет монг.-тюрк. происхождение и означает - "Солнечное озеро", от монг. ус - "вода, озеро" и тюрк. кун, кон - "солнце". Калм. название озера "Богдын хара нур" - "Черное озеро святого".
Озеро питают неглубоко залегающие подземные воды, водоупорным слоем которых является каменная соль. Подземные воды растворяют соль, превращаются в рассол и в виде родников вытекают на поверхность озера. Ежегодно источники выносят 800-900 тыс. тонн соли. Соленость водного раствора соли (рапы) составляет 300 промилле. Рапа покрывает поверхность озера на 0,5 – 0,7 м только в холодное время года, после выпадения осадков, таяния снегов. Летом вода испаряется, соль в виде кристалликов оседает на поверхность озера. Соль залегает до глубины 600 м. Соляная толща чередуется прослойками глин, песков.
Добывают соль трех сортов: новосадку, гранатку (рыхлая масса из кристалликов) и чугунку (плотная каменная масса, которую приходится размалывать). Соль баскунчакская составляет 80% все российской соли. Поэтому озеро Баскунчак по праву называют всероссийской солонкой.
По материалам: geo.astrakhan.ws
Богдо
Из личного опыта:
Если Вы не были на Богдо, значит вы не были в Астрахани. Нет, я не хочу сказать, что Каспий,
лотосы, птичники, дельта Волги хуже. Ни в коем случае. Просто это совсем другое. Природа, ощущения безумно различны. Кажется, что отдалился от Астрахани не на 300 км, а на
миллион. Я лично была поражена. Всё-таки, Астрахань осталась для меня камышовой страной, а вот Баскунчак…
Случилось так, что у нас осталось 2 дня свободного времени (очень странно, обычно в походе его не хватает). Всё, что было намечено по плану, мы выполнили досрочно. Вернувшись из Тишково (см. рассказ «Пешие прогулки улучшают аппетит») встал справедливый вопрос, чем заняться до отъезда. Можно, конечно было посетить Сарай-Бату, но никто не знал, где искать эти развалины. Сидеть в городе и объедаться арбузами, явно противоречило духу авантюризма, который всё ещё крепко сидел по крайней мере во мне. Несмотря на перевыполненный план, чего-то явно не хватало. И мы поехали на Богдо. Это сейчас вот так просто сказать «…и поехали», а тогда были и слёзы и уговоры неприступных кондукторов, и, наконец, поезд Астрахань – Волгоград. Сидячий вагон, стоячие места, высадка в Мартовском в 1ночи, собаки. Многим, одного этого хватило бы на полжизни. В поезде добрый проводник всё удивлялся, как это мы не боимся ночевать в степи, ведь там же волки, змеи… Мы шутили, смеялись, обещали, как только выйдем, пойти ближе к людям и там встать. И вот остановка, мы выходим, весело машем знакомому дядьке, поезд уходит, увозя с собой надо сказать единственный и последний источник света. Наваливается темнота, густая и липкая. Со временем глаза привыкают, и она становится прозрачной, появляются силуэты и от этого, по-моему, становится ещё страшнее. Смеёмся, идём к домам. Но уже через пару шагов у домов начинают заливаться собаки. Сначала одна, потом хор. Гвалт ужасный. Самое кошмарное то, что лай приближается, но собак не видно. Мы быстро понимаем свою ошибку, а также то, что волков и змей боимся гораздо меньше. Останавливаемся. Вовка судорожно ищет фонарь, Андрей палку, я просто ору и смеюсь одновременно. Начинаем потихоньку удаляться от жилья. Лай стихает, мы успокаиваемся. Слезаем с железнодорожной насыпи, здесь колючки по пояс. Продираемся к чистому месту. Быстрее, чем тогда, мы не ставили палатку никогда. Спим.
Утро. Восход. Разгребаем дубины и топоры, наваленные у входа с вечера. Выползаем из палатки. Красота. В воздухе дымка, холодно, но день будет жарким. Осматриваемся. Оказывается, встали на пятачке между трёх накатанных дорог, и по колючкам можно было не лезть. Завтракаем арбузом. Собираемся. Выходим на насыпь. На рельсах сидят трое казахов – железнодорожников, верно, давно за нами наблюдают, явно удивлены. Направляемся к ним, спрашиваем, где Богдо. Они смущены, не ожидали, показывают направление, говорят, что её отсюда видно. Щуримся, горы не видим, двигаемся в указанном направлении. Кстати, если вам добрые люди не попадутся, из Мартовского надо идти на восход. Буквально через сотню метров, Андрей кричит: «Вон она, я вижу». Я ещё не вижу, но рада безумно: правильным путём идёте товарищи. Вот уже и все мы видим. Это конечная цель, маяк, путеводная звезда.
Движемся по степи. Она постоянна и переменчива одновременно. Растительность идёт как бы клочками, от этого степь становится то зеленоватой и волосистой, то колючей и высохшей. Удивили растения – крохотные разветвлённые деревца, ветви которых ярко-бардовые, прямо на них сидят сухие белые цветки-звёздочки. Идти трудно – ноги облепляют крохотные кругляшки колючек, шнурки превращаются в один ком, а самое противное то, что колючки пристают к носкам, застряют в местах сгиба ноги.
Е. Лаврёнова, 29.08-7.09.2002 г.
|