КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ТУРИЗМА КЕДР

Алтай Астраханская Владимирская Иркутская Татарстан Урал
Нижегородская Кавказ Красноярский край

Нижний Новгород - это значит домой!


Реки:
Керженец
Кудьма
Линда
Пижма

Озера:
Ардино и Дерябино
Вадское озеро
Ворсменские озёра
Ефимьевское озеро
Пустынские озера
Светлояр
Чарское и Мухтоловские озера

Пещеры:
Ичалковские пещеры
Борнуковская пещера

Города:
Городец

 

Фотоотчет
14 февраля 2010г.:

 

Городец

Я родом из Заволжья. Городец, который находится на противоположном берегу Волги, всё моё детство был для меня самым загадочным местом. Он был гораздо меньше Заволжья, практически весь состоял из деревянных стареньких домиков, так отличающихся от наших бетонных высоток, там не было крупного производства, но тем не менее он был районным центром. Про Городец в народе ходило множество легенд, особенно о том, что люди находят клады на берегу Волги, старинные монеты, украшения. Отец долго грезил достать металлоискатель и отправиться на поиски сокровищ. А кроме того, Городец всегда был очень спокойным и притягательно красивым. Приедешь, ну вот вроде бы ничего особенного, а уезжать не хочется. Очень долгое время я не знала о городе за рекой ничего. Думаю, пришло время восполнить пробел.


1. Городец – один из древнейших русских городов.
Кто и когда основал город Городец – точного ответа не существует. Официальной датой основания считается 1152 год, а официальным основателем князь Юрий Долгорукий. И в том и в другом множество сомнений.

Во-первых существуют свидетельства, хотя и смутные, о том, что Городец старше русской колонизации края.

Во-вторых, даже если в 1152 году Городца не было, о чем бутет рассказано ниже, в 1171-м Городец точно был, поскольку впервые упоминается в надежной летописи как существующий город.


2. Легендарное имя Городца - Малый Китеж.
Краеведы 19-го века, которых сегодня обвиняют в мифотворчестве, уверяли, что крепость на месте Городца основана еще до русских. Так, анонимный автор книжки, написанной про Городец и его святыни накануне 300-летия дома Романовых, сообщает, что эта крепость называлась «Малый Китеж», а основали ее какие-то «кочевые черемисы». Можно ли доверять этому сообщению?

Большим Китежем, говорит далее вышеупомянутый автор, называлась «вся эта местность от Унжи до Ветлуги», а само слово «Китеж» значит «скиталец, бродяга или кочевник». Слово «Китеж» в тюркских языках, естественно, отсутствует. Автор имел в виду, скорее всего, созвучное слово «кич» («рассеянный»=кочевой). Но есть еще более близкое созвучие, о котором этот краевед, видимо, не подозревал, и это само по себе доказывает, что в своем рассказе он опирался не на фантазию, а на предания. «Кичик» - значит «малый, незначительный». Отсюда «Малый Китеж» = «Малый Кичик», то есть характерное для народного перевода удвоение, сочетание в одном топониме его исконного звучания и перевода. Наш же анонимный краевед усмотрел только «кич» - «кочевой», и изобрел «кочевых черемисов», которых на самом деле, конечно, не было в природе. Зато «Малый Китеж» явно родился в ходе сложной многовековой эволюции от исходного топонима «Кичик». Итак, мы предполагаем, что до русского проникновения в регион на месте Городца стояло поселение, называемое Кичик, то есть Малое, Незначительное, и, судя по языку, его основали тюркоговорящие булгары.

Крайне важно, что «Малый Китеж» - общепризнанное «легендарное имя» Городца, а не фантазия указанного краеведа, или случайно зафиксированная филологическая редкость. Так, в «Летописце об убиении благоверного князя Георгия Всеволодовича» (известен в рукописи 19-го века, по языку восходит к 17-му, по мнению некоторых историков, берет исток от подлинной летописи 12-го века, что, впрочем, сомнительно) говорится, что в 1164 году крепость Малый Китеж поставил князь «Георгий Всеволодович». Имя князя явно искажено (см. ниже), но устойчивость именования Городца Малым Китежем налицо.

К сожалению, кроме этих топонимических наблюдений мы не имеем никаких данных о дорусском прошлом Городца. История с ним столь же темна, как с дорусскими корнями Балахны и Нижнего Новгорода.

Археологические раскопки, активно начавшиеся в последнее время, видимо, не захватывают места гипотетического дорусского поселения (если его остатки вообще не погибли в ходе разрушения берега Волги). В Городецком музее выставлена булгарская керамика, но датировать ее с точностью до десятилетия сложно. Если, допустим, булгары основали крепость лет за 20 до русского прихода, и оставили одну керамику, а потом приходят русские, к ним приезжают булгарские купцы, и оставляют другую керамику, то мы без раскопок, просто на вид, не сможем отличить эти два керамических комплекса. Зато место, на котором стоит Городец, в стратегическом отношении настолько уникально, что если граница Руси и Булгарии и в самом деле проходила где-то здесь, то главную свою пограничную крепость булгары должны были поставить именно на месте Городца. Город располагается на левом берегу Волги. Обычно левый берег этой великой реки – болотистый и низкий, но именно здесь, откуда ни возьмись, возникают на коротком отрезке горы. А левый берег хорош тем, что булгар от русских прикрывала еще и река, и это намного лучше, чем позиция на противоположном берегу, напольной стороной крепости к врагу.

3. В Городце было грандиозное святилище финно-угров – Святое озеро и Крестовая сосна.
Не столь глупо и надуманно свидетельство авторов 18-19 веков – о том, что в булгарской крепости были какие-то русские монахи, которые основали тут, на территории Волжской Булгарии, то ли храм, то ли обитель. Конечно, христианами тут и не пахло, зато было языческое святилище, причем древнейшего облика: сосна на берегу озера, да небо над ними – вот и весь храм.

Святое озеро и находилось в пределах городского вала. Возле озера росла сосна, которую в народе называли Крестовой. B озере кpecтили язычникoв, a нa, "кpecтoвoй" cocнe paзвeшивaлиcь кpecты для пpинимaвшиx кpeщeниe. Пoзднee в пpaздничныe дни нa yжe выcoxшyю "кpecтoвyю" cocнy вeшaли мeдныe кpecты и икoнки мecтныe cтapooбpядцы. Житeли Гopoдцa oтнocилиcь к нeй c cyeвepным пoчтeниeм. Mecтo этo издaвнa cчитaлocь cвящeнным. В 1912 году ее срубили и сожгли царские чиновники по ходатайству священников: последние жаловались, что местные жители оказывают сосне «языческие» почести. К началу 20-го века озеро превратилось в болото, а потом и вовсе исчезло. Ho вблизи cpyблeннoй cocны выpocлa дpyгaя c paзвeтвлeниeм, нaпoминaющим пo фopмe кpecт. Teпepь yжe этa cocнa cтaлa нaзывaтьcя "кpecтoвoй" и cлyжить пpeдмeтoм пoклoнeния y cтapooбpядцeв.

В сознании людей 19-го века языческие привычки причудливо переплелись с христианским осмыслением этих привычек. Так, люди говорили, что на месте Святого озера был монастырь, который провалился под землю. В Нижегородчине множество озер, про которые рассказывают именно такие легенды (начать с того, что в озеро Светлояр провалился сам Китеж, но не Малый, а Большой). От этого монастыря якобы осталась лишь часовенка, стоявшая за валом крепости, на восточной окраине города. В ней, как говорили, находилась икона Богоматери Одигитрии, написанная по преданию самим Лукой. Этой иконе после вынужденного переезда в Кострому суждено будет прославиться как Федоровская, о чем мы скажем в своем месте. Все это, конечно, легенды: никакого монастыря, основанного еще на землях Булгарии, а потом провалившегося под воду, не было. А было грандиозное (и популярное) святилище финно-угров, почитавшееся под христианским флером еще в 20-м веке.

4. Возможный отец-основатель - Андрей Боголюбский.
Русские, задумав наступление на владения Булгарии, должны были прежде всего зацепиться именно за этот пункт, без разницы, был он населен или нет. Он ближе всего к Владимиру и Суздалю, хорошо укреплен самой природой. Крепость на месте Городца прочно фиксирует за русскими эту часть течения реки, поскольку располагается за рекой, на недружественной территории.

Об этом хорошо сказал в своей классической работе «Русская земля…» А. Насонов: «Городец лежал там, где выходил путь от Владимира, Боголюбова, Суздаля и Ростова к среднему течению Волги. По этому пути двигались войска, когда шли на волжских булгар, и здесь, очевидно, находили продовольственную базу. В самом Городце стоял военно-транспортный флот. Войска подходили на конях. В Городце часть войск перегружалась на «лодьи» и «насады». Дорога соединяла Волгу у Городца с устьем Нерли клязьменской и подходила к Боголюбову у реки Сурамли». Но вот вопрос, когда русские смогли воспользоваться этими геополитическими преимуществами, далеко не ясен.

Версия, которая по-прежнему кочует, как черемис, из книжки в книжку, но которая, тем не менее, агрессивно оспаривается профессиональными историками, приписывает честь основания Городца Юрию Долгорукому. Когда Юрий княжил в Южной Руси, говорят ее сторонники, ему принадлежал город точно с таким же названием, Городец. Но в 1152 году киевский князь Изяслав, племянник Юрия, задумав выдавить родственника из южных краев, превратил тот Городец в руины, и Юрий бежал на север, заняв трон во Владимире. Наверное, ему сходу понадобилось доказать новой пастве, что он – хороший князь. И, не долго думая, в том же 1152 году Юрий совершает дерзкий рейд к Волге, и захватывает булгарскую крепость, строя на ее руинах свою, которую называет, в память об утраченной, тоже Городцом. О странности этого имени поговорим позже.

Сторонники второй версии говорят, что Городец основал Андрей Боголюбский в 1164 году. Дата «1164» встречается в уже знакомом нам и не слишком надежном «Летописце об убиении благоверного князя Георгия Всеволодовича». Этот источник говорит, что некто «Григорий Всеволодович» (владимирский князь Юрий Всеволодович), в 1164 году развил бешеную активность, основав в том числе и Городец. Князь якобы построил этот город во время похода вниз по Волге от Ярославля. С князем была икона Богоматери, та самая, которую написал сам Лука. Во вновь построенной крепости икона «сама себе выбрала место», на котором тут же заложили монастырь. Все благолепно, но беда в том, что Юрий, княживший с 1212 года, и родившийся в 1188-м, вряд ли физически существовал в 1164-м. Историки полагают, что анонимный автор «Повести» приписал «Юрию Всеволодовичу» деяния Андрея Боголюбского. Действительно, именно в 1164 году Андрей Боголюбский открывает восточную кампанию своим знаменитым походом на булгар. В 1151-м, при Юрии Долгоруком, Владимирскому княжеству было явно не до Востока, оно было занято укреплением тылов. Андрей Боголюбский, кстати, проявлял и большую тягу к насаждению культа Богородицы на Руси.

«1164», конечно, лучше, чем «1151», но обе даты, и оба источника, похоже, некорректны. 1151-й год и имя Юрия Долгорукого называет Супрасльская летопись, которая сваливает в одну статью события с 1151 по 1164 год. Года собственно основания Городца эта летопись не дает, так что историки, взявшие «1151» за отправную точку своих рассуждений, просто решили удревнить город по максимуму. Да и вообще, можно ли доверять в таком деле белорусской летописи, составленной в 16-м столетии путем переписывания (с искажениями) новгородского свода? Но немногим лучше и дата «1164», взятая и вовсе из полулегендарного, если не полностью легендарного, источника. Правда, крайняя дата «хронологического отрезка» Супрасльской летописи тоже приводит нас к 1164-му, но это, согласитесь, не аргумент. Единственно, чем хорош 1164-й год – совпадением с датой похода на булгар, в ходе которого логично было бы основать крепость, стратегическое значение которой читатель вполне уяснил из цитаты А. Насонова.

Тем, кто не страдает фетишизмом «точных дат», остается довольствоваться следующей информацией. В 1152 году Городца явно не было, поскольку в этом году булгары напали на Ярославль «без вести» - а будь Городец в наличии, он бы эту весть подал. Так что Юрий Долгорукий его не основывал. В 1171-м Городец точно был, поскольку впервые упоминается в надежной летописи как существующий город (через него прошел князь Мстислав, следуя к устью Оки, где его ждали князья Муромский и Рязанский; правители собирались оттуда пойти на булгар). Часто упоминаемое в этой связи имя Бориса Жидиславича как воеводы Городца - заблуждение; такой человек в самом деле фигурирует в летописи, но он - воевода войска, а не города.

5. Полное имя города – Городец-Радилов.
Теперь об имени города. Оно странное потому, что «Городец» - это на языке того времени поселение или маленькое, или недостроенное, заброшенное. Но наш Городец изначально был задуман как большой город, его территория внутри вала – 60 га, тогда как Старой Рязани – 50 га, Москвы – 4,5 га. Тут как раз уместно вспомнить, что другое имя Городца – Китеж, то есть, как мы показали выше, «Небольшой». Следовательно, догадываемся мы, слово «Городец» есть лишь перевод названия тюркской крепости. Тюркская крепость была маленькой, а русские построили большой город, но имя сохранили – сохранили и в переводе (Городец), и без него (Малый Китеж).

Сложнее со вторым компонентом имени города – ведь Городец-то наш не простой, а Радилов, или, как иногда пишут, Радислав. Радислав – значит, «ради славы». Мол, Андрей Боголюбский славы искал, о чем чистосердечно сообщил потомкам. А потомки испортили «Радислав» в «Радилов». Но может ли «Радислав» эволюционировать в «Радилов»? Сомнительно. К тому же «Радилов» встречается в источниках впервые только в 1216 году, а «Радислав» вообще в летописях не зафиксирован. Тогда вопрос – кто и кого «родил»?

Современные историки вдоволь распотешились над этим вопросом. Есть, например, такие мнения, что в слове «Радилов» заложено древнее название Волги, «Ра». В античности греческие историки и в самом деле называли нижнее течение Волги «Ра», но вряд ли Андрей Боголюбский был в курсе. Еще есть мнение, будто Городец никогда не назывался «Радилов», и что так его назвал однажды по ошибке новгородский летописец, и его ошибку подхватили все. Нас это вряд ли устроит. Не находит аналогий слово «Радилов» и в тюркских словах. Говорили, что здесь «заложено» имя собственное, например, имя воеводы, который основал город по заданию князя и был его первым начальником. Но мысль, что им мог быть Радила, воевода Юрия Долгорукого, мы отметаем хотя бы потому, что этот Радила единственный раз упоминается в 1147 году, и в связи с другими событиями, а о его участии в основании Городца вообще нет никаких сведений.

Другое дело, что нас, может быть, выручит контекст первого упоминания эпитета «Радилов». В 1216 году князь Юрий проиграл Липицкую битву, и получил в милость от победителей «Радилов Городец» (см. подробнее ниже). Складывается впечатление, что в этом тексте "радилов" - прилагательное к "Городец", смысл которого или испорчен, или нам непонятен. На ум приходит разве что "родительский". Юрий был сыном великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо. Всеволод вряд ли основал Городец, но ниже мы покажем, что город с самого начала был доменом великого князя как стратегически важный пункт. Так может, «Радилов» - это эпитет, вроде «родительский», то есть «город, на который ты имеешь право как сын отца, владевшего им"? А Радислава никакого и не было?


e-mail: kedr_club@mail.ru

Сайт создан в системе uCoz