Реки:
Керженец
Кудьма
Линда
Пижма
Озера:
Ардино и Дерябино
Вадское озеро
Ворсменские озёра
Ефимьевское озеро
Пустынские озера
Легенды, байки и бабайки
История Пустыни
Светлояр
Чарское и Мухтоловские озера
Пещеры:
Ичалковские пещеры
Борнуковская пещера
|
Легенды,
байки и бабайки
Легенда
первая:
Тут
неподалеку в 6 км деревня Меньшиково - принадлежала Меньшикову -
там отмечают очень редкий праздник трех святых. Церкви нет ни в
той ни в другой деревне. То есть приходится приглашать откуда-то
Дорога через озеро Свято - через мост - Муромский шлях. Дорога была
неспокойной - много разбойников - поджидали купцов, убивали и топили
в озеро. А награбленное прятали в карстовых пещерах. Наступило время,
когда купцы перестали ездить по этой дороге - слишком опасно. Тогда
местные жители решили что-то делать - решили убить разбойников коварным
способом. Местные женщины отправились к ним в лес с вином, а в вино
был намешан мак. Разумеется разбойники выпили вина, уснули, а местные
мужики пришли, закололи их вилами, а трупы тоже выбросили в озеро.
Купцы все равно перестали ездить, потому что спокойствие сюда не
вернулось. По ночам с озера доносились стоны и вздохи не похороненных
по христианском у обычаю купцов и разбойников. Местные жители пригласили
Арзамасского попа, чтобы он прочитал отходную молитву над озером.
Священник читал молитву и опускал в озеро серебряный крест Несмотря
на то, что крест был пудовый вода его дважды не приняла - выталкивала
на поверхность. Поэтому озеро не святое, а "Свято", потому
что освящено. Святых то озер много.
Наряду
со своей хозяйственной деятельностью пустынь занималась и духовным
образованием - распространением христианства среди язычников. Монахи
Успенской пустыни многим помогли принять крещение в веру Христовую,
через водосвятие. О чем свидетельствует до сей поры сохранившееся
название одного из близлежащих озер - озеро Свято. Очевидно, в этом
озере и крестили язычников, Однако в выписи из межевых книг 1626
г. оно не упоминается во владениях Спасского монастыря, Вероятно
озеро носило другое название - Глухое, о чем свидетельствуют и старожилы
села. /История Пустыни/
Вторая
легенда - О монахе перевозчике
Летними
лунными ночами на озере Свято можно заметить одинокую фигуру на
лодке-долбленке. Фигура не делает ни одного движения, а лодка просто
скользит по воде сама по себе. Это и есть монах-перевозчик или черный
монах. Если его упросить перевезти на ту сторону озера, он молча
подгоняет лодку к берегу. И кивком головы в капюшоне приглашает
зайти в лодку. Лица его при этом не видно, может быть его и вовсе
нет. Если человек рискнет туда сесть, то больше его никто никогда
не увидит.
(Вообще-то,
по другой версии, для более взрослых товарищей, монах приглашает
перевезти сам, причём только девушек. Загвоздка в том, что до противоположного
берега доплывают только девственницы.
Хотя,
конечно, у легенд есть свойство обрастать подробностями, но я слышала
именно такую версию. Посему, за что покупала, за то и продаю.)
Третья
байка - о директоре биостанции
Есть
еще и циничный студенческий фольклор, но это неправда - так старшекурсники
пугают первокурсников - рассказывают, что первый начальник биостанции
утопил свою жену и ребенка, потому что был влюблен в студентку.
14.08.2000
Пустынская школа 2000, dll.botik.ru
Село
Старая Пустынь
Легенда о пожаре
В
селе Старая Пустынь была церковь Успения Богоматери. В 1935 или
36 г. храм был наполовину разрушен, а в том, что уцелело, организовали
клуб. В том же году какой-то прохожий шел через старый мост и, увидев,
что сотворили с храмом, пообещал селу страшные кары Господни. Это
пророчество кем-то было услышано и - "один к одному вышло",
правда, несколько лет спустя. 28 июня 1940 г., в пятницу, в 5-м
часу пополудни начался пожар, который длился примерно 1 час 40 минут,
но выгорела большая часть села.] (Примечание: Другая информантка,
проживающая в этом же селе, И. Л. Кабанова, указала другую дату
пожара: 22 июня 1940 г.)
Арзамасский р-н, Александр Михайлов, ок. 1914 г. р., спасовское
согл., "некрещенный спас". Запись 30.07. 1994 Савельевой
О. А., Точилиной Л. Н.
Сост.
и коммент.: О. А. Савельева, Л. Н. Новикова. - Новосибирск: Изд-во
СО РАН, филиал Гео, 2001. - 266 с.
ISBN 5-7692-0412-5. Тираж: 300 экз.
Приходской
храм села Пустынь, надо полагать до революционной постройки, уже
размещался не на кладбище, а на правом берегу реки Сережа при впадении
ее в озеро Великое. В 1939 году он сгорел полностью, в 1940 г. в
сенокосную пору, сгорело и все село - более 140 домов. /История
Пустыни/
|