КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ТУРИЗМА КЕДР

Алтай Астраханская Владимирская Иркутская Татарстан Урал
Нижегородская Кавказ Красноярский край


Реки:
Керженец
Кудьма
Линда
Пижма

Озера:
Ардино и Дерябино
Вадское озеро
Ворсменские озёра
Ефимьевское озеро
Пустынские озера
Легенды, байки и бабайки
История Пустыни
Светлояр
Чарское и Мухтоловские озера

Пещеры:
Ичалковские пещеры
Борнуковская пещера

Легенды, байки и бабайки

Легенда первая:

Тут неподалеку в 6 км деревня Меньшиково - принадлежала Меньшикову - там отмечают очень редкий праздник трех святых. Церкви нет ни в той ни в другой деревне. То есть приходится приглашать откуда-то Дорога через озеро Свято - через мост - Муромский шлях. Дорога была неспокойной - много разбойников - поджидали купцов, убивали и топили в озеро. А награбленное прятали в карстовых пещерах. Наступило время, когда купцы перестали ездить по этой дороге - слишком опасно. Тогда местные жители решили что-то делать - решили убить разбойников коварным способом. Местные женщины отправились к ним в лес с вином, а в вино был намешан мак. Разумеется разбойники выпили вина, уснули, а местные мужики пришли, закололи их вилами, а трупы тоже выбросили в озеро. Купцы все равно перестали ездить, потому что спокойствие сюда не вернулось. По ночам с озера доносились стоны и вздохи не похороненных по христианском у обычаю купцов и разбойников. Местные жители пригласили Арзамасского попа, чтобы он прочитал отходную молитву над озером. Священник читал молитву и опускал в озеро серебряный крест Несмотря на то, что крест был пудовый вода его дважды не приняла - выталкивала на поверхность. Поэтому озеро не святое, а "Свято", потому что освящено. Святых то озер много.

Наряду со своей хозяйственной деятельностью пустынь занималась и духовным образованием - распространением христианства среди язычников. Монахи Успенской пустыни многим помогли принять крещение в веру Христовую, через водосвятие. О чем свидетельствует до сей поры сохранившееся название одного из близлежащих озер - озеро Свято. Очевидно, в этом озере и крестили язычников, Однако в выписи из межевых книг 1626 г. оно не упоминается во владениях Спасского монастыря, Вероятно озеро носило другое название - Глухое, о чем свидетельствуют и старожилы села. /История Пустыни/

Вторая легенда - О монахе перевозчике

Летними лунными ночами на озере Свято можно заметить одинокую фигуру на лодке-долбленке. Фигура не делает ни одного движения, а лодка просто скользит по воде сама по себе. Это и есть монах-перевозчик или черный монах. Если его упросить перевезти на ту сторону озера, он молча подгоняет лодку к берегу. И кивком головы в капюшоне приглашает зайти в лодку. Лица его при этом не видно, может быть его и вовсе нет. Если человек рискнет туда сесть, то больше его никто никогда не увидит.

(Вообще-то, по другой версии, для более взрослых товарищей, монах приглашает перевезти сам, причём только девушек. Загвоздка в том, что до противоположного берега доплывают только девственницы.

Хотя, конечно, у легенд есть свойство обрастать подробностями, но я слышала именно такую версию. Посему, за что покупала, за то и продаю.)

Третья байка - о директоре биостанции

Есть еще и циничный студенческий фольклор, но это неправда - так старшекурсники пугают первокурсников - рассказывают, что первый начальник биостанции утопил свою жену и ребенка, потому что был влюблен в студентку.

14.08.2000
Пустынская школа 2000, dll.botik.ru

Село Старая Пустынь

Легенда о пожаре

В селе Старая Пустынь была церковь Успения Богоматери. В 1935 или 36 г. храм был наполовину разрушен, а в том, что уцелело, организовали клуб. В том же году какой-то прохожий шел через старый мост и, увидев, что сотворили с храмом, пообещал селу страшные кары Господни. Это пророчество кем-то было услышано и - "один к одному вышло", правда, несколько лет спустя. 28 июня 1940 г., в пятницу, в 5-м часу пополудни начался пожар, который длился примерно 1 час 40 минут, но выгорела большая часть села.] (Примечание: Другая информантка, проживающая в этом же селе, И. Л. Кабанова, указала другую дату пожара: 22 июня 1940 г.)
Арзамасский р-н, Александр Михайлов, ок. 1914 г. р., спасовское согл., "некрещенный спас". Запись 30.07. 1994 Савельевой О. А., Точилиной Л. Н.

Сост. и коммент.: О. А. Савельева, Л. Н. Новикова. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, филиал Гео, 2001. - 266 с.
ISBN 5-7692-0412-5. Тираж: 300 экз.

Приходской храм села Пустынь, надо полагать до революционной постройки, уже размещался не на кладбище, а на правом берегу реки Сережа при впадении ее в озеро Великое. В 1939 году он сгорел полностью, в 1940 г. в сенокосную пору, сгорело и все село - более 140 домов. /История Пустыни/


e-mail: kedr_club@mail.ru

Сайт создан в системе uCoz