КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ТУРИЗМА КЕДР

Алтай Астраханская Владимирская Иркутская Татарстан Урал
Нижегородская Кавказ Красноярский край


Реки:
Керженец
Кудьма
Линда
Пижма

Озера:
Ардино и Дерябино
Вадское озеро
Ворсменские озёра
Ефимьевское озеро
Пустынские озера
Светлояр
Легенды и жизнь Светлояра
А был ли Китеж то?
Иван Купала
Праздничный Светлояр
Очень длинный рассказ о чудесном озере
По следам легенд
Чудеса в решете
Чарское и Мухтоловские озера

Пещеры:
Ичалковские пещеры
Борнуковская пещера

 

Иван Купала

Иванова ночь, Иванов день

Это один из главных праздников календаря, день Рождества Иоанна Крестителя, день летнего солнцестояния. Купальские обряды, совершаемые в канун праздника ("ночь накануне Ивана Купалы"), составляют сложный обрядовый комплекс, включающий: сбор трав и цветов, плетение венков, украшение зеленью построек, разжигание костров, уничтожение чучела, перепрыгивание через костер или через букеты зелени, обливание водой, гадания, выслеживание ведьмы, ночные бесчинства и др. Содержательным стержнем всей купальской обрядности является мотив изгнания, выпроваживания нечистой силы, которая, по народным представлениям, особенно опасна в это время.

За день до Купалы жители деревень собирали грязь, которой обмазывались во время праздника. Тех же, кто не хотел выходить из домов (за исключением малых детей и совсем древних стариков), вытаскивали насильно и включали в общее веселье. Всё это безобразие сопровождалось песнями и плясками. Затем опять же все вместе шли купаться. Купались прямо в одежде. Таким образом нехитрый обряд имел глубокий смысл очищения от греха.

Считалось, что в этот день бог спускается с неба, ходит по лесным полянкам и играет на свирели. Люди же, услышав его чудесную музыку забывают про дела, веселятся, водят хороводы, влюбляются.

Ведьмы

Центральным актом купальского обряда является символическое уничтожение ведьмы. Символизирующий ведьму ритуальный предмет (чучело, зелень, конский череп, старая обувь и т. п.) сжигали, сплавляли по воде, выбрасывали в канавы, ямы, болото, разрывали на части, били, забивали камнями, забрасывали на крышу дома, на дерево, удаляли за пределы жилого пространства, за границы села, отпугивали при помощи ритуальною шума, выстрелов и т. п.

Наиболее типичный способ уничтожения ведьмы - сожжение на костре, причем само возжигание костра часто обозначается выражением "ведьму палить". В костре сжигались специально изготовляемые ритуальные предметы - символы купальского обряда: чучело, срубленное и украшенное деревце, пучки веток, цветов, зелени, укрепленные на шесте, и др. С ними участники обряда обходили село, устраивали хороводы и игры, после чего их уничтожали. Сжигались также предметы, служившие основой костра: воткнутые в землю шесты, палки с укрепленными на них колесами, корзинами и т. п., рогатины, увешанные венками, лаптями и т. п.

Наконец, уничтожались в огне предметы домашнего обихода: веники, метлы, обувь, нитки, бочки, бороны, мазницы, телеги, деревянная посуда - похищенные со дворов соседей, снятые с петель двери, калитки. разобранные заборы и т. п. Чучелам давались имена Ведьма, Купала, Мара, Марина, Ульяна, Катерина, реже Иван, Дед, Черт. Чучела носили по селу на шесте, после чего либо бросали в костер, либо выбрасывали в воду, под мост, в канаву, забивали камнями, разрывали на части.

Чучело могло изготовляться из пучков зелени или просто заменяться пучком травы, букетом цветов и т. п. которые также назывались Ведьма или Купайло. Иногда носили на шесте украшенное деревце - березку, вербу или сосенку или украшали растущее деревце, укрепляли на его верхушке чучело, колесо, солому, цветы и т. п. и раскладывали вокруг него костер.

Среди бытовых предметов в качестве сжигаемого символа ведьмы чаще всего выступает колесо, что, по-видимому, связано с поверьями о превращениях ведьмы в колесо (ср. также борону, веник, старую обувь как атрибуты или воплощение нечистой силы).

Сопутствующие действия игрового и магического характера также имели целью выслеживание, опознание, отпугивание, обезвреживание ведьмы или защиту от нее: кипятили на костре цедилку с иголками, чтобы причинить ведьме боль и заставить ее прийти к костру: бегали с факелами, отпугивая нечистую силу; калечили и убивали животных, появившихся возле костра или специально подкарауленных в доме, в хлеву; производили сильный шум битьем в сковороды, в косы, звонили в церковный колокол, стреляли, громко кричали; боронили дорогу, чтобы узнать по следам ведьму. Даже перепрыгивание через костер могло пониматься как способ распознания ведьмы: девушку, которая не перескочила через костер, называли ведьмой.

В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится!

В углах скотного двора ставят осины, вырванные непременно с корнем, - для наилучшего предохранения от ведьм.

Венки

Особое место в купальском реквизите занимают венки, которые использовались преимущественно для ряжения девушек и гадания, а затем служили объектом уничтожения: их бросали в костер, в воду, разрывали на части, относили в огород, забрасывали на крышу, реже - относили на кладбище, бросали в колодец. Но нередко купальские венки сохранялись и использовались для лечения или магических действий.

В ночь накануне Ивана Купала девицы опускают на речные волны венки с зажженными лучинками или свечками, завивают венки из иван-да-марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь!

Девица, желающая выйти замуж в этом годе бросает венок и смотрит, не соединится ли он с чьим-нибудь ещё. Венки бросали все вместе, а потом просто смотрели, чьи сплываются, чьи расплываются. Гадание было достаточно достоверным, т.к. парень, влюблённый в эту девицу, если готов был жениться не просто бросал свой венок, а старался бросить его рядом.

Травы

Травы и цветы, собранные на Ивана Купалу, почитаются более целебными, чем собранные в другой день. Ими окуривают больных, борются с нечистью, бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, их употребляют для присушки и отсушки...

Когда рвут травы, говорят: "Земля-мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!"

Собирают крапиву, шиповник и другие колючие растения, которые сжигают, чтобы избавить себя от бед. Если через купальский костер перепрыгнешь, защитишь себя от порчи. Кто выше прыгнет, тот счастливее год проживет.

В Иванову ночь собирают траву - богатенку, которую втыкают в стену на имя каждого из семьи; чей цветок скоро завянет, тому или умереть в этот год, или захворать.

Под корнем чернобыльника отыскивают земляной уголь, который употребляется как средство от падучей болезни и черной немочи.

Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдет к дому: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.

Девушки собирают двенадцать трав (чертополох и папоротник обязательно) и кладут под подушку, говоря: "Суженый-ряженый, приходи в мой сад погулять!"

В полночь надо не глядя набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: "Трипутник- попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!"

Исцеление недугов

В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое признается целительным средством против разных недугов.

Росою в Иванову ночь умываются для красоты и здоровья.

Ранним утром бабы "черпают росу". Для этого берется чистая скатерть и сосуд, с которыми и отправляются на луг. Здесь скатерть таскают по росе, а потом выжимают росу в сосуд и умывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую "болесть", чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей.

Купальской росой кропят в доме кровати, чтобы не водились клопы.

До Иванова дня женщинам не следует есть никаких ягод, иначе у них будут умирать малые дети.

Исполнение желаний

Если на Иванов день перелезать двенадцать огородов, любое желание исполнится.

Лихие мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады.

Другие страсти

В день Ивана Купалы слепая змея медянка получает зрение на целые сутки и потому делается очень опасной: бросаясь на человека, как стрела, может пробить его насквозь.

В зачарованную купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.

На Иванов день до восхода солнца нужно пронести через свое стадо медвежью голову и зарыть посреди двора, тогда среди скота падежа не будет.

Приметы

Сильная роса на Ивана - богатый урожай огурцов будет.

Ночь звездиста - пойдут грибы полками.

Коли на Ивана просо с ложку, то будет и ложке.

До Ивана просили дождя у бога, а после Ивана он и сам частенько бывает.

Именинники

Антон, Иван, Яков

В Иванов день считается именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в этот особенный день в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит неосторожного.

Л. Виноградова, С. Толстая, Е. Лаврёнова

Как же определить настоящую дату Купалы?

Дата Купалы вычисляется не по дате христианского праздника, который получил в народе весьма забавное название "Иван-Купала", а по определенной формуле, связанной с летним солнцестоянием.

В годовом календарном цикле праздник Купалы соотносится со "зрелостью" (Коляда -"рождение" и "отрочество", Великдень - "юность", Купала - "зрелость", Таусень - "старость", Коляда - "смерть" и "рождение"). Периоду "зрелости" соответствуют и такие понятия как "брак", "женитьба" и пр.

Дата празднования Купалы подвижна и связана с сочетанием двух астрономических событий - летним солнцестоянием (22 июня) и ближайшим к нему полнолунием. За основу берется дата солнцестояния - это главное событие. Если ближайшее полнолуние сильно отстоит от 22 июня, то Купала празднуется точно по солнечной дате, а если полнолуние близко к солнцестоянию (не далее 2 - 3 дней назад и 7 - 10 дней вперед), то празднуется в ночь сочетания этих событий. Если Купала празднуется в период сочетания солнцестояния и полнолуния, то это уже не просто Купала, но Великая или Сильная Купала.

Если Купала Сильная, то основным мистическим мотивом купальских мистерий является Брак, если при этом полнолуние непосредственно предшествует дате солнцестояния, то акцентируется Девственность (прощание с Девственностью), если последует, то ведущим мотивом является Брак.

Если Купала не является Великой, то весьма важным мистическим мотивом (помимо Брака) является Смерть. Ибо акцент в этом случае делается не на сочетании Сильного Солнца и Сильной Луны, а только на Солнце, которое с этого дня начинает убывать. Характерно, что, в силу ряда причин, опережение Купалой даты летнего солнцестояния менее предпочтительно, чем запаздывание. Это хорошо видно по допустимому смещению даты Великой Купалы относительно 22 июня - всего полнедели назад и почти две недели вперед. Соответственно и максимальное удаление полнолуния от Купалы тоже получается "нелинейным" - полторы недели назад и две с половиной недели вперед (астрономически максимальная дистанция без учета направления - две недели).

Подвижность точной даты и учет ближайшего полнолуния определяют своеобразный характер всего праздника - помимо конкретной даты Купальской Ночи имеет место и так называемая "Купальская неделя" (иногда называемая "Русальская неделя" или "Русалии", что несовсем верно). Заметим, кстати, что "неделя" здесь понятие не строго календарное - в реальности она может длиться и две, и три календарных недели.

Один и тот же принцип определения дат праздников используется для всех праздников, связанных с четырьмя ключевыми точками солнечного календаря (два солнцестояния и два равноденствия) - для Коляды, Великдня, Купалы и Таусеня. Все эти праздники, помимо точной (подвижной) даты имеют еще и свою "неделю" (Купальская, Колядки и пр.).

Подвижность Великдня, например, вынудила христиан (умышленно "накрывавших" языческие праздники христианскими) ввести так называемую "Александрийскую пасхалию" - формулу вычисления даты Пасхи, которая в древности совпадала (за малым исключением) с формулой языческой. Отсюда же и так называемая "Пасхальная неделя" и название Пасхи, совпадающей с праздником Благовещения - "Кирио-Пасха" от греческого слова "кирос" ("сильный"). Однако бездумно применять "обратную" технологию для восстановления дат языческих праздников нельзя. Дата Ивана- Купалы, например, во-первых, перестала быть подвижной, а, во-вторых, опаздывает теперь по отношению к дате летнего солнцестояния аж на 13 дней ("уехав" вместе с неточным Юлианским календарем).

Волхв Велемир

Купальница или Купало?


Купало, это он или она? Купало, это Бог или Богиня? Как верно говорить, Купало пришел или Купала пришла? Следует использовать женский или мужской род?

Слово Иван к названию праздника присоединили христиане, так как они в этот день празднуют Ивана Предтечи. Иван Купало - это мужского рода. Это понятно. Ивана Купало - это христианская переделка. Иван - это одно, а Купало - это другое. А потому вопрос остается. Про Купалу следует говорить в женском или мужском роде?

Одни говорят, что Купало - это праздник, а потому про него говорят в мужском роде. Другие говорят, что Купала - это она, что на Купалу чествуют Богиню Купальницу, что есть обрядовые песни, где молодая красивая девица-Купальница славится. Третьи, что Купало - это он, что славят Бога Купало. А кто же прав?

Ответ на эти вопросы дают публикации в интернете некоторых материалов известного старого этнографа, собирателя народных верований, преданий и обычаев, Сахарова Ивана Петровича. В его книге "СКАЗАНIЯ РУССКАГО НАРОДА. НАРОДНЫЙ ДНЕВНИКЪ. ПРАЗДНИКИ И ОБЫЧАИ" 1835 года издания описываются два рядом стоящих дня, 23 и 24 июня по старому стилю, соответственно это 6 и 7 июля по нашему стилю. 23 числа чествуют Купальницу, а 24 числа чествуют Купало. То есть это две разные ипостаси, женская и мужская, одного праздника, идущего несколько дней.

Читайте сами, так сказать, из под пера маститого этнографа Сахарова Ивана Петровича, как наряжают на Купалу куклу Марину.


И.П.САXАРОВЪ. НАРОДНЫЙ ДНЕВНИКЪ. ПРАЗДНИКИ И ОБЫЧАИ.

(С-Петербургъ. Издание А.С.Суворина. 1835 г.) :

Месяцъ iюнь.
23. Купальницы. - Обряды.
24. Ивановъ день. - Купало. - Обряды.


От себя скажу, что понимание праздника и обрядовых действий прежде всего следует искать в сердце своем, в душе своей. Это прежде всего. А уже во вторую очередь значение должны иметь точные детали реконструкции обряда в соответствии с традицией.

Судя по данным текстам Сахарова, которые вы, надеюсь, прочли, 23-24 числа празднуют Купальницу и Купало, последний при этом, совершенно очевидно, считается Богом плодов земных. А первая, судя по легенде о вдове-Купальнице, исцеляет больных, убирает страдания, покровительствует больным, нищим, убогим, старым, бездетным. На празднике Купало используют женскую куклу, которую называют Купала или Марина, или используют дерево Марины. И именно на Купалу, обратите на это внимание, собирают траву под названием Иван-да-Марья и вениками с этой травой парятся для здоровья в бане. Кто не знает, это очень красивая трава, целыми полянами цветущая на Купалу. Верхняя часть этого цветка ярко фиолетовая, как чернильное пятно. Это Иван, объяснял мне отец. А чуть ниже цветок ярко желтый. Это Марья.

Приведу любопытный текст Купальской Белорусской песни (К.П.Кабашников "О современном состоянии календарной обрядовой поэзии в Белоруссии (по материалам экспедиций 1975-1978 гг.)") :

Сёння Купала, заутра Iван
Будзе лiха, хлопцы, вам.
Будзе лiха лiхое,
Пагонiце кошак у поле...

Здесь слово Сёння означает сегодня. Вот она та самая нужная информация, отвечающая на вопросы, заданные в начале моего рассказа. В первый день сначала празднуется она, - Купала, а с утра следующего дня празднуется он, - Купало.

А вот Круглов Ю.Г. ("Русские обрядовые песни" 1989 г.) первой песней в раздел "Купальские песни" ставит такую:

Марья Ивана,
Марья Ивана
В жито звала,
В жито звала:
- Пойдем, Иван,
Пойдем Иван,
Жито глядеть,
Жито глядеть!
Чье жито,
Чье жито
Лучше из всех,
Лучше из всех?
Наше жито,
Наше жито
Лучше из всех,
Лучше из всех!
Колосисто,
Колосисто,
Ядренисто,
Ядренисто,
Ядро в ведро
Ядро в ведро.
Колос в бревно,
Колос в бревно!


Читатель милый, позволь улыбнусь и пошучу. Согласись, что все же в этот праздник и он и она, - оба важны. И Бог и Богиня. И Купало и Купала-Купальница. И Иван и Марья-Марина. Ну а то, что сейчас за неимением жита, женщины на празднике завлекают своих мужчин не в жито, сути дела не меняет. Ядро, оно все равно в ведро, а колос в бревно.


C уважением и улыбкой, Крада (Волкова Ирина)

www.orden.ru


e-mail: kedr_club@mail.ru

Сайт создан в системе uCoz