КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ТУРИЗМА КЕДР

Алтай Астраханская Владимирская Иркутская Татарстан Урал
Нижегородская Кавказ Красноярский край


Реки:
Керженец
Кудьма
Линда
Пижма

Озера:
Ардино и Дерябино
Вадское озеро
Ворсменские озёра
Ефимьевское озеро
Пустынские озера
Светлояр
Легенды и жизнь Светлояра
А был ли Китеж то?
Иван Купала
Праздничный Светлояр
Очень длинный рассказ о чудесном озере
По следам легенд
Чудеса в решете
Чарское и Мухтоловские озера

Пещеры:
Ичалковские пещеры
Борнуковская пещера

 

Чудеса в решете

Исторические предания о Светлояре

1.Все говорят - тут обозы раньше шли. Идут, идут и пропадут в горе. Это ведь не в озере скрылось, а в горах. Теперь не стали видеть и слышать, недостойны стали этому. (Примечание: Обозы с провизией, собранной в качестве подаяния, направлявшиеся в керженские скиты с Нижегородской ярмарки или из крупных сел, до сих пор памятны старожилам. Видимо, о таких обозах здесь и идет речь.)

Воскресенский р-н, Евдокия Ильина, 1902 г. р., поморское согласие. Запись 1992 г. Беляковой М. М., Точилиной Л. Н.

2.[Было когда-то на том месте три горы, на каждой горе стояло по деревянной церкви. Первая гора - церковь Воздвижения Креста, вторая гора - церковь Успенская, а третья гора - церковь Преображенская. Когда Бат-татарин шел на Городец, вал вокруг города был насыпан шапками и подолами. Князь Георгий Всеволодович уехал в сторону града Китежа. Его предал Гришка Кутерьма. Князя убили, а все храмы и монастыри в землю ушли.]

Городецкий р-н, Прасковья Сидорова, 1906 г. р., беглопоповское согл. Запись 14.07.1993 Беловой О., Беляковой М. М.

Видения и чудеса на Светлояре

1.[Однажды после моления на какой-то праздник одна старушка не имела куда пойти ночевать и стояла в растерянности. К ней подошла другая старушка: "Пойдём ко мне-ту". Привела богомолку в избушку, накормила, уложила спать на печь. Утром богомолка проснулась - ни избушки, ни её хозяйки; голова покоится на кочке, а лапти стоят рядом на пеньке.]

Городецкий р-н, Прасковья Сидорова, 1906 г. р., беглопоповское согл. Запись 02.07.1992 Беловой О. В., Савельевой О. А.

2.[Как-то раз на озере было большое моление, и присутствовали беглопоповцы из Балахны.] И я уж отмолилась-ту и пошла, а те из Балахны остались, еще молились. Гляжу от - была у нас одна такА с Городца, вдова, Настасья - от она идет: "Чтоб тобе, - мне она, - было остаться: там пока еще балахонски-те молились, столь свечей зажглось, своим глазам видела, так ярко горели, я так и обревелась вся". [По утверждению информантки, свечи вспыхнули именно в воде. Но] сама-от я того не видала, врать не буду.

Городецкий р-н, Прасковья Сидорова, 1906 (?) г. р., беглопоповское согл. Запись 02.06.1992 Савельевой О. А.

3.Ещё одной там, колИ она Псалтырь без пения читала, - так ей золотО распятиё явилось.

Городецкий р-н, Прасковья Сидорова, 1906 (?) г. р., беглопоповское согласие. Запись 02.06.1992 Савельевой О. А.

4.[На Светлояре одной женщине было видение: молящиеся в белых одеждах, на том месте, где железная будка. А в овражке, за горой - седьмой Иерусалим, там пятнадцать тысяч младенцев, зарубленных Иродом, лежат. А в долине, где крест стоит, есть ключ, его водой от беснования излечивают.]

Городецкий р-н, Иван Михайлов, неустановленный г. р., беглопоповское согл. Запись 07.07.1993 Беловой О., Беляевой Н. В.

5.[Женщины пришли в один праздник на озеро Светлояр, читали каноны, и не хватило им свечек. Вдруг видят: появился над озером ковер, а на нем свечек видимо-невидимо. И стало тогда светло.]

Воскресенский р-н, Клавдия Федорова, 1925 г. р., австрийское согласие (?). Запись 31.07.1988 Дроздовой Ю., Майоровой О. Ю.

6.[Двоюродная сестра Клавдии Федоровны видела на небе ленту, а вокруг нее словно свечи горящие.]

Воскресенский р-н, Клавдия Федорова, 1925 г. р., австрийское согласие (?). Запись 31.07.1988 Дроздовой Ю., Майоровой О. Ю.

7.А потом люди видели: над затоном шар огненный опускался, и люди от него образовались, а головы у них словно в тумане.

Воскресенский р-н, Клавдия Федорова, 1925 г. р., австрийское согласие (?). Запись 31.07.1988 Дроздовой Ю., Майоровой О. Ю.

8.В д. Левиха живет Белянкова Анна. Ей на ключе (д. Сенькино) было видение - явление Матери Пресвятой Богородицы с младенцем на воздухе.

Воскресенский р-н, Клавдия Федорова, 1925 г. р., австрийское согласие (?). Запись 31.07.1988 Дроздовой Ю., Майоровой О. Ю.

9.Девочка одна в деревне Щербачиха говорила: "Бога нет". И в церковь не ходила. И как-то вечером набежали на небо тучи, и появилось видение: образ Пресвятой Богородицы с младенцем. И горела на небе икона ярче солнца.

Воскресенский р-н, Клавдия Федорова, 1925 г. р., австрийское согласие (?). Запись 31.07.1988 Дроздовой Ю., Майоровой О. Ю.

10.После крещения каждому человеку дается ангел Господень. [Клавдии Федоровне в церкви деревни Будилиха было видение: за священником шел ангел Господень, и такое великое сияние было, что она даже испугалась.]

Воскресенский р-н, Клавдия Федорова, 1925 г. р., австрийское согласие (?). Запись 31.07.1988 Дроздовой Ю., Майоровой О. Ю.

Святотатства на озере

1.[Информант как-то раз приехал на Светлояр и остановился в Выселках у одной женщины, которая рассказала ему о своей жизни. Муж у нее был моряком, потом заболел, был списан на берег, стал попивать и в конце концов повесился. Сын пристрастился пить вместе с отцом и однажды, будучи пьян, зарезал жену. На руках у бабушки, т. е. у рассказчицы, осталась маленькая внучка, а сама рассказчица все время болела. "Это, я так думаю, - заключила она, - мне за грехи, что я, колИ дети маленькие были, пеленки в озере полоскала".] (Примечание: Эта история была рассказана информантом как абсолютно правдивая после рассказа Ивана Михайлова о Чкалове - см. выше.)

Городецкий р-н, Евгений Иванов, неустановленный г. р., беглопоповское (?) согл. Запись 07.07.1992 Савельевой О. А.

2.[Светлояр - озеро заповедное, использовать его воды для хозяйственных нужд - грех. Возле озера в Выселках жила одна женщина, которая в озере полоскала бельё.] Дак у ней муж-от повесился, а дочери зять-от потом голову отрубил.

Городецкий р-н, Прасковья Сидорова, 1906 (?) г. р., беглопоповское согласие. Запись 02.06.1992 Савельевой О. А.

3.[Один пьяница и бабник задумал строить дом на горке, у самого озера. Днем выроет яму под фундамент, а наутро придёт - все ямы засыпаны, будто ничего и не было. Несколько раз пробовал и всё в разных местах, а ямы всё равно засыпаются. В конце концов он отстал от своей затеи и построил дом где-то во Владимирском (или где-то поблизости), но и там дом сгорел.] (Примечание: с несколько иными подробностями эта же история воспроизведена со слов того же информанта О. Беловой и Е. С. Клочковой в дневниковой записи того же числа): [Один человек решил построить себе дом с видом на озеро, только ничего у него не вышло: всё, что построит за день, ночью разрушается. Видно, очень был грешен. И погибель его связана со святым местом: под ним провалилась земля недалеко от Трёх Крестов.]

Городецкий р-н, Иван Михайлов, неустановленный г. р., беглопоповское согл. Запись 07.07.1992 Беляевой Н. В., Савельевой О. А.


Сост. и коммент.: О. А. Савельева, Л. Н. Новикова. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, филиал Гео, 2001. - 266 с.
ISBN 5-7692-0412-5. Тираж: 300 экз.



e-mail: kedr_club@mail.ru

Сайт создан в системе uCoz