Реки:
Керженец
Кудьма
Линда
Пижма
Озера:
Ардино и Дерябино
Вадское озеро
Ворсменские озёра
Ефимьевское озеро
Пустынские озера
Светлояр
Легенды и жизнь Светлояра
А был ли Китеж то?
Иван Купала
Праздничный Светлояр
Очень длинный рассказ о чудесном озере
По следам легенд
Чудеса в решете
Чарское и Мухтоловские озера
Пещеры:
Ичалковские пещеры
Борнуковская пещера
|
А
был ли Китеж то?
Эта
страничка будет интересна скорее любителям истории, хотя я бы посоветовала
прочитать её всем, кто был на Светлояре или собирается поехать туда.
Гораздо приятнее чуствовать себя «подкованным», знать историю возникновения
достопримечательностей.
Так,
например, что это за Кибелёк и что там за кресты я узнала только
через день после похода, когда на глаза мне попалась статья «ТАЙНЫЙ
РУССКИЙ ЦАРЬ МИХАИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕВИДИМЫЙ ГРАД КИТЕЖ, СТРАШНЫЙ СЕКРЕТ
СТАРОЙ ВЕРЫ» В. Комлева на сайте www.arctogaia.com.
Думаю,
если бы я знала раньше об этих страшных событиях, по другому бы
смотрела я на Светлояр, и не такой сладкой показалась бы мне вода
из священного источника…
Не
хочу пересказывать всё слово в слово, но самое интересное, по моему
мнению, перед вами.
Тайну
града Китежа и его чудесного исчезновения перед "антихристовыми"
полчищами в водах озера Светлояр разгадать пытались очень многие
исследователи, но их беда, что они не пытались эту красивейшую легенду,
будоражившую воображение писателей, поэтов, художников и музыкантов
жестко привязать к истории старообрядчества, из глубины которого
она и вышла на свет Божий. Все чувствовали в ней некую мучительно
притягательную Тайну, но она ни перед кем так и не открылась. Bce
искали на земле, а надо было искать в духе Великого Раскола, разразившегося
над молодой Русью три века назад.
Что
же такое Китеж?
КИТЕЖ,
Китеж-град, Кидиш — в русских легендах город, чудесно спасшийся
от завоевателей во время монголо - татарского нашествия 13 в. При
приближении Батыя КИТЕЖ стал невидимым и опустился на дно озера
Светлояр. Легенда о КИТЕЖЕ, по-видимому, восходит к устным преданиям
эпохи ордынского ига. Впоследствии была особенно распространена
у старообрядцев, причем КИТЕЖУ придавался характер убежища последователей
старой веры. В утопических легендах КИТЕЖ считался населенным праведниками,
нечестивцы туда не допускались, в городе царила социальная справедливость.
Сказания
о КИТЕЖЕ включали рассказы о людях, давших обет уйти в КИТЕЖ и писавших
оттуда письма, о колокольном звоне, который можно слышать на берегу
озера. Сходные средневековые легенды повествовали о фантастических
благочестивых царствах (пресвитера Иоанна и т. п.), земном рае,
островах блаженных; ср. также старообрядческие легенды о церквах
“древнего благочестия”, сохранившихся в далеком Опоньском (Японском?)
царстве и других “далеких землях” (Беловодье, “Город Игната” и т.
п.), “сокровенных местах”, где можно спастись от антихриста.
А.
В. Чернецов
Недостающим
же звеном начала тайны мощи старообрядчества, как религиозного течения
староотеческой Руси, оказался первенец второго царя рода Романовых
Алексея Михайловича и его супруги Марии Ильиничны из рода Милославских
и названного в честь деда - Михаил (22 октября(4.11) 1648 - 4(17)
февраля 1708).
Но нет, сколько не листай, в учебниках русской истории Михаила,
сына царя Алексея Михайловича!
Царица
Мария Ильинична умерла 3 марта 1669 года.
Начало
же печальной и трагической тайной истории идет со вторичной женитьбы
22 января 1672 года царя Алексея Михайловича на молодой 20-летней
Наталье Кирилловне из рода Нарышкиных, будущей матери Петра I, когда
к корму и власти государственной пришел ее "худородный"
и "голодный" род Нарышкиных.
В
это время начинаются гонения на старообрядчество – позорная российская
инквизиция.
Не
вынеся неправды, злости и зависти круживших около государственной
кормушки, сам вытесненный от всех государственных и хозяйственных
дел, царевич Михаил тайно, в метельную ночь бежал из столицы, от
греха подальше.
Это событие произошло весной 1673 года, обязательно перед самым
вскрытием рек. Благословение (что было для того времени обязательным
условием) на побег им было получено, скорее всего, от находящегося
в заточении протопопа Аввакума.
Вначале,
чтоб сбить погоню со следа, путь побега царевича Михаила шел в направлении
к восставшим соловецким монахам, активно не принимавшим церковной
перестройки, но потом направление побега было изменено.
Ночами,
таясь случайного глаза, по готовому вот-вот вскрыться руслу Волги,
санный поезд с беглецами направился к устью реки Керженец мимо Городца,
Нижнего Новгорода, мимо Макарьевского монастыря со спящей охраной,
чтоб по петляющей лесной реке добраться до укрывающихся с 1657 года
в лесной глухомани, близ озера Светлояр, от мира и греха знатных
родовитых монахов-отшельников Ефрема Потемкина и Сергея Салтыкова,
основателей двух раскольничьих обителей (совр. урочища Смольяны
и Шарпан). Среди них и был спрятан от царских соглядатаев и доносчиков
царевич Михаил. Предполагалось на время, а получилось на века.
Разгневанный
и оскорбленный царь (для тех времен позор небывалый, чтоб сын ослушался
отца) вместо прощения вскоре лишает беглеца как бы прав на престолонаследие.
На
Светлояре Михаил прожил 3 года, как простолюдин, но в постоянной
переписке со своим духовником протопопом Аввакумом и в постоянной
готовности занять трон.
С
субботы на воскресенье, в 4 часа ночи 30 января 1676 года в муках,
гное и струпьях, скончался 47-летний "безумный царишко"
Алексей Михайлович.
Тогда
царем на Руси стал 15-летний Феодор, а правителем государства был
назначен пока боярин Матвеев.
Никто
не знает, что пережил отверженный наследник русского престола Михаил
Алексеевич, когда до него в зимнюю ночь пришла двойная горькая весть
- смерть отца и как бы по его воле восшествие на престол брата Феодора.
Никак он не думал, что его жизнь повернет именно в эту сторону.
Всю его жизнь его готовили на русский престол и он ответственно
готовился к мудрому правлению, а тут теряется вмиг весь смысл жизни
прошлой и жизни будущей. Пережив тяжкое известие, глуша его изнурительным
физическим трудом, он не захотел возвращаться в отвергнувшую его
Москву, решив остаться жить в лесу простым человеком.
Это
на Руси было принято не всеми покорно, особенно теми, кто понимал,
что по закону и совести ими должен править полный здравия старший
царский сын Михаил Алексеевич - Бог дает Руси будущего царя в старшем
сыне живущего. Те, кто активно не принял законность правления царя
Феодора, стекаются к месту отшельничества Михаила - в керженские
леса близ озера Светлояр. Неподалеку построили свои скиты спасшиеся
от жестокой расправы соловецкие беглецы: старцы Арсений, Софонтий,
Онуфрий. К осени 1676 года основан Анфисой Колычевой, родственницей
святого Филиппа митрополита, на берегу Керженца богатый Оленевский
скит, куда съезжается недовольная знать, образуя подобие царского
двора. Не единицы, тысячи потянулись в Керженское Заволжье. А туда,
к отверженному государю, шла не худшая часть Руси. Началось строительство
"невидимого града Китежа", мостилась гать, рубилась "батыева"
тропа в сторону Городца - Малого Китежа.
Началось
строительство духовного государства в государстве светском! Количество
переселившихся тогда на Керженец дворянских и крестьянских семей
в десятки раз превышало по своей численности живущих в самом городе
Нижнем Новгороде.
Повод
для своего исторического забвения дал сам Михаил, совершив самую
тяжелую и непоправимую ошибку в своей жизни. Наблюдая на успешное
начало правления своего младшего брата, и, поверив в его будущее
успешное царствование и его долгую жизнь, Михаил пишет ему секретное
письмо, в котором ему сообщает-подбадривает, что у него нет в желаньях
мешать его царствованию, тем более лишать его престола силой, пусть
смело правит, не оглядываясь на него. Неопытный Феодор делится содержанием
этого письма со своим ближайшим окружением, которое с 1679 года
составляли Иван Языков и Алексей Лихачев, тайные сторонники Матвеева,
понимая ли, что написанное ему братом приравнивалось к официальному
отречению Михаила от престола.
14
апреля 1681 года заживо сжигается вместе с выдающимися проповедниками
старообрядчества: Лазарем, Феодором и Епифанием протопоп Аввакум
- тайный духовник опального Михаила, тем самым как бы давая понять
тому, что он уже для властвующих в Москве - никто. А того в Керженских
лесах сжигал стыд, так как ему было понятно, что он, выходит, самолично
распорядился бросить в огонь своего духовного наставника.
Царь
Феодор умер (скорее всего он был отравлен) в 13 часов дня 27 апреля
1682 года.
Смерть
молодого 21-летнего царя была столь неожиданной, что он даже не
успел сделать распоряжения о своем преемнике.
Опять,
как в 1676 году, в обход следующего по возрасту 16-летнего царевича
Иоана, нарышкинско-матвеевской партией, в которую входил и полуграмотный
патриарх Иоаким, вновь на трон провозглашается 9-летний Петр и опять
правителем Матвеев.
Это
на Руси было принято не всеми покорно, особенно теми, кто понимал,
что по закону и совести ими должен править полный здравия старший
царский сын Михаил Алексеевич - Бог дает Руси будущего царя в старшем
сыне живущего. Те, кто активно не принял законность правления царя
Феодора, стекаются к месту отшельничества Михаила - в керженские
леса близ озера Светлояр. Неподалеку построили свои скиты спасшиеся
от жестокой расправы соловецкие беглецы: старцы Арсений, Софонтий,
Онуфрий. К осени 1676 года основан Анфисой Колычевой, родственницей
святого Филиппа митрополита, на берегу Керженца богатый Оленевский
скит, куда съезжается недовольная знать, образуя подобие царского
двора. Не единицы, тысячи потянулись в Керженское Заволжье. А туда,
к отверженному государю, шла не худшая часть Руси. Началось строительство
"невидимого града Китежа", мостилась гать, рубилась "батыева"
тропа в сторону Городца - Малого Китежа.
Потом
историки петровской эпохи запустят миф, живущий до сих пор - о странной
болезненности царей Романовых-Милославских Феодора и Иоана, дабы
оправдать чистоту и законность престолонаследия Петра Романова-Нарышкина,
15-го отпрыска своего родителя.
Далее
идут годы взросления Петра, когда он жил в постоянном страхе за
свою жизнь. Он чувствовал, что многие не принимают его за царя.
Вскоре
в керженские леса на розыски старшего брата раздраженным Петром
посылается военный отряд с игуменом Переславского Никольского монастыря
Питиримом, как родившимся и выросшим там, в семье и среде раскольничьей.
Как
бы в ответ на решение Петра восстает раскольничий казацкий Дон во
главе с Кондратием Булавиным, началась Крестьянская война, продлившаяся
до 1710 года. Булавинское восстание не остановило Петра и его ратники
с предателем Питиримом вышли зимой 1707 года к предполагаемому месту
жительства государя Михаила Алексеевича. Никто из живущих на Керженце,
кроме посвященных старцев и связных не знал его в лицо, не знали,
что он ведет жизнь со своей семьей как простолюдин, а не среди знатных
в богатых во всем обеспеченных скитах. Искали Михаила Алексеевича
"огненным боем", т.е. через пытки, убийства и разорение.
Предвидел
ли протопоп Аввакум, написав Михаилу в одном из писем: "А в
огне том здесь небольшое время потерпеть, аки оком мгнуть, так душа
и выступит! Разве тебе не разумно? Боишися пещи той? Дерзай, плюнь
на нея, небось! До пещи той страх-от, а егда в нея вошел, тогда
и забыл вся..."
Этот
фрагмент письма Аввакума почти дословно приведен во втором томе
романа Мельникова-Печерского "В лесах" в были о старце
Варлааме и его трех учениках, ушедших на самосожжение перед солдатами,
но не повиновавшихся воле царя.
Близ
скитов Улангера и Фундрикова в Поломском лесу, что недалеко от озера
Светлояр, на небольшой поляне стоял старый и просохший скит, возле
которого 4 февраля (ст.ст.) 1708 года и произошла встреча великого
государя Михаила Алексеевича (с тремя старшими сыновьями-?) и ратниками
Петра (здесь, по некоторым другим источникам, c ним, названным отцом
Варлаамом, пошло на самосожжение двенадцать попов "не восхотевше
Никоновых новшеств прияти")...
Перед
тем, как факелом поджечь обложенный сеном скит и заложить за собой
на засов крепкую дверь, Михаил Алексеевич, как великий государь,
взял со всех ратников великую клятву - пусть пожалеют жену и трех
(младших-?) сыновей и доложат царю Петру, что он сгорел со всей
семьей у них на глазах. Первый и последний раз в своей жизни он
командовал над таким большим военным отрядом: все были остановлены
на краю опушки, только коренастый глава ратников, проваливаясь почти
по пояс в снег, вышел вперед и почти слезно умолял великого государя
отказаться от смертельного решения...
Как
показывает наша история, ратники, пораженные таким исходом их похода,
все до одного дававшие эту клятву, ее сдержали, а Петр-младший им
поверил, т.к. считал своего брата за религиозного фанатика, отказавшегося
по своей глупости от царства, от власти, от богатства.
Нарушая
тайный уговор, глубоко встревоженный Михаил Алексеевич сам пришел
к отцу Софонтию с братией с одной мыслью - как можно скорее сдаться
солдатам во избежании новых невинных, но из-за него погибающих жертв.
А ему, должно быть, были известны и знакомы многие из живущих на
Керженце. Старцы отговаривали его от этого шага, убеждали, что между
жизнью государя и жизнью простолюдина большая разница и не стоит
ему так переживать за их преждевременную смерть, а невинно убиенные
через муки свои войдут в Царство Христово. Прекрасно знали старцы
и крутой нрав Петра и все понимали - живыми государь Михаил Алексеевич
с семьей никак ему не нужны, не сулит свободная сдача свободной
жизни. Потому-то и решился отверженный великий государь Михаил Алексеевич
пойти на крайнюю меру - самосожжение.
В
романе Мельникова-Печерского "В лесах" твердо утверждается,
что на месте самосожжения старца Варлаама с тремя учениками долго
стояли четыре креста, а угольки от пепелища, признаваемые за святые,
разобраны местными жителями.
Предупреждая
возможное клятвопреступление кого-нибудь из ратников, знавших об
оставшихся в живых трех сыновьях великого государя Михаила Алексеевича,
тайными руководителями старообрядцев были предприняты переселенческие
мероприятия старообрядцев: ушел в пределы турецких владений большой
отряд Игната Некрасова с семьями, снялись многие раскольники с керженских
мест и ушли жить на Урал, на железный Верхисецкий завод, на дачи
Демидовских заводов... Ищи теперь, Петр, если сможешь, где спрятаны
твои племянники...
Вероятнее
всего у Михаила Алексеевича было 6 сыновей. Именно так и можно расшифровать
фразу из одной легенды о Граде Китеже, в центре которого возвышались
6 глав церквей, именно в этом ключе видят многие герб Нижегородского
края, учрежденный в 1781 году и утвержденный в 1857: в серебряном
поле идущий червленый олень с 2 рогами о шести отростках.
Где-то
незадолго до учреждения герба Нижегородского ездил зачем-то к своему
дальнему родственнику князю Таврическому керженский старец Игнатий
Потемкин с древними бумагами. С богатыми дарами вернулся из столицы
раскольничий инок в леса заволжские и построил обитель, прозванную
впоследствии Игнатово.
В
селе, что расположилось недалеко от озера Светлояр в 1766 году была
построена каменная церковь Владимирской иконы Божьей матери, ныне
так по ней и прозванное - Владимирское.
Недалеко
от озера Светлояра, близ деревни Осиновки, бъет из под земли родничок
- "святой колодчик с могил сожженных" - именно на том
месте, где и произошло самосожжение великого государя Михаила Алексеевича
с сыновьями.
Керженские старцы понимали, что со временем имя великого государя
Михаила Алексеевича при его жесточайшем государственно-церковном
преследовании вскоре должно будет забыться, как оно и случилось
в самом деле. Но пошли гулять по миру рожденные в земле нижегородской,
из среды старообрядческой, легенды, были и сказания, где в иносказательной
форме был спрятан последний великий государь староотеческой Руси.
Самой известной и знаменитой стала чарующая легенда о великом граде
Китеже и его основателе - великом князе Георгии Всеволодовиче, где
историческая действительность одного времени плавно переплеталась
с исторической действительностью другого, но уже в зашифрованном
виде; где за монголо-татарским нашествием и ханом Батыем подразумевалось
тлетворное нашествие на Русь западного влияния и его главный проводник
- Петр I.
...Бысть
же сие в лета 6671, изволи святый благоверный и великий князь Георгий
Всеволодовичь ехать к благоверному князю Михаилу Черниговскому.
...И еха в путь свой и поеха по градом, и егда приеха в Новьград,
повеле строити церквы во имя пения пресвятыя владычицы нашея Богородицы
и приснодевы Марии в лето 6672 года.
...Сам
же (князь великий) поехал оттуда (из Городца) сухим путем и переехал
реку Узолу, и вторую реку именем Санду, и 3-ю Саногту, и 4-ю Керженец.
И приехал к озеру Светлояру, и увидел, что место то исключительно
красиво, и повелел на берегу озера построить град Большой Китеж,
а на другом берегу озера была роща дубовая. И начали рвы копать
и церковь класть в честь Воздвижения честного и животворящего креста
Господня, 2-ю церковь класть во имя Успения пресвятой Богородицы,
а 3-ю в честь Благовещенья пресвятой Богородицы и приделы строить
иным праздникам, а также образа написать.
И
город тот Большой Китеж в длину был 200 саженей, а в ширину на 100
саженей, а город тот начали строить каменный в лето 6673(1165) месяца
мая в 1 день на память святого пророка Иеремии и строили тот город
3 лета".
Историки,
которым точно известна дата рождения исторического великого князя
Юрия (Георгия) Всеволодовича (1188 год), несовпадение известных
исторических дат с датами "Китежского летописца" приписывали
невежеству раскольников, не обращая на странное совпадение трех
последних цифр допетровского летоисчисления, как начало строительства
града Китежа в 673 году и его окончание в 676 с исторической действительностью
другого летоисчисления, если убрать первую цифру. Начало одного
летописца и начало другого указывают как бы на начало и конец царствования
царя Алексея Михайловича. В 673 году молодой царевич Михаил покидает
Москву, чтоб поселиться на время недалеко от озера Светлояр, а в
676 году его лишают законного престолонаследия и он остается жить
на Керженце навсегда, куда стекаются к невидимому государю тысячи
его приверженцев. "И прожил (в.к. Георгий Всеволодович) лет
70 и 5, и было лето 743=(707 [4+3=7]), когда попущением Божьим из-за
наших грехов пришел воевать на Русь нечестивый и безбожный царь
Батый" правда в лето 707 года Михаилу Алексеевичу было 58,
а не 57 лет, как можно расшифровать его прожитые годы, но составители
"Летописца" знали Тайну Чисел и некоторое несоответствие
исторических дат говорит в пользу тайных библейских числовых законов.
Читаем "Нижегородский летописец" за 1673 год: "В
том же году построена была в Нижнем Новгороде нижегородским посадским
человеком Афанасием Олисовым каменная церковь Успения Богородицы".
И здесь "Китежский летописец" как бы перекликается с "Нижегородским":
в 672 году Георгий повеле строить церковь в Новьграде, а в 673 году
в Нижнем Новьграде она уже построена.
Думаю,
что деревянная красавица церковь стояла на берегу озера Светлояр.
Насколько мне известно, молодого царевича Михаила, для его привыкания
и обучения руководством людьми, назначает царь-отец руководить строительством
некого важного деревянного сооружения, возможно дворца царя Алексея
Михайловича в Коломенском (1667-1671). Понимая свою несостоятельность
быть руководителем такого сложного здания, молодой царевич Михаил
занимается больше тем, что обучается секретам плотницкого мастерства,
доверив основное руководство специалистам. Знание этих секретов
и позволило старообрядцам построить себе красивую деревянную церковь
на высоком берегу озера Светлояр, впоследствии уничтоженную во времена
"Питиримова разорения". Не ее ли останки обнаружены были
современными исследователями Святого озера.
Странен
по легенде и сухой, труднопроходимый таежный путь великого князя
Геория Всеволодовича к озеру Светлояр, странно и его желание строить
каменный город в безлюдной и экономически невыгодной местности и
эта странность должна привлечь исследователей старообрядческой летописи.
Странна и смерть великого князя Георгия Всеволодовича 4 февраля,
не давшегося в руки врага, исчезнув вместе с городом Великим Китежем
и став всеми невидимым. Над суммой всех этих странностей и стоило
бы повнимательней задуматься и попытаться оторваться от временных
рамок Батыева нашествия и войти в рамки времен реформ церковных
"тишайшего" царя Алексея Михайловича и государственных
Петра I.
Всеми
историками бесспорно известна по разным летописям жизнь великого
князя Юрия (Георгия) Всеволодовича, погибшего в смертельном неравном
бою с монголо-татарскими войсками на реке Сити в понедельник 1 марта
1238 года (4 марта 1238 года, согласно Тверской летописи, погиб
плененный на Сити Василько Константинович ростовский) в сотнях верстах
от таежной реки Керженец, где по твердому убеждению раскольников
погиб легендарный великий князь Георгий Всеволодович.
Внимательный
историк и любой церковный человек должен задаться вопросом: - "А
какие есть основания "особь" проигравшего последнее главное
сражение перед монголо-татарским игом приравнивать к лику святых?
(Конечно в малограмотной церковной среде ходят сказки посмертных
чудес вокруг тела великого князя, но они неубедительны). Да и был
ли великий князь Георгий Всеволодович в святцах в 17 веке?"
Известно,
что открытие мощей князя Георгия Всеволодовича произошло в 1645
году, и что благоверный князь тогда не был канонизирован, хотя некоторые
источники указывают на это время, как на время его канонизации.
По моиму предположению начало было положено, когда выходцем из Нижнего
Новгорода образованнейшим монахом Тихоном была составлена авторитетная
в церковной среде Латухинская Степенная книга, где там днем поминовения
святого благоверного князя Георгия Всеволодовича, вопреки летописным
данным, является 4(17) февраля. Так кого же на самом деле мы поминаем
17 февраля в церквах ежегодно? Думается, что все-таки за железной
исторической маской китежского великого князя Георгия Всеволодовича
скрывается великий государь Михаил Алексеевич! Предавший великого
князя Георгия Всеволодовича и показавший путь батыевым полчищам
к граду Великому Китежу Гришка Кутерьма перекликается в корне своей
фамилии с предателем Питиримом; в разговорной речи общее "тер"
и "тир" звучит одинаково. Случайны ли все эти странности
и совпадения?
"Я
предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей.
На костях вот таких мучеников, помни, как на крепком фундаменте
будет воздвигнута Русь новая - по СТАРОМУ ОБРАЗЦУ, крепкая своей
верой во Христа Бога и Святую Троицу!..." Св. Иоанн Кронштадский.
А
ведь в какой-то мере легендарный град Китеж перекликается с расположенным
от него на 230 км самим Дивеево, освященном св. Серафимом Саровским.
Мало кто знает, что в старые времена многочисленные паломники-старообрядцы
трижды с молитвами к Богородице обязательно на коленях обходили
Светлояр не отвлекаясь ни на что, как и нынешние паломники в Дивеево
ходят вокруг Канавки, отмеченной св.Серафимом по стопочкам Богородицы.
В.
Комлев www.arctogaia.com
|